ТОРЖЕСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Редко приходится быть свидетелем таких событий, описывая которые чувствуешь ответственность не только перед современниками, но и перед будущими поколениями. Поместный Собор Русской Православной Церкви, происходивший в Москве в конце января и начале февраля 1945 г. именно такое событие. Можно записать каждое слово, произнесенное на Соборе, описать каждое движение того или иного высокого лица, присутствовавшего здесь, и все-таки не сумеешь передать тот дух единства и сплоченности, который царил на этом высоком собрании, то общее впечатление значительности совершившегося события, которое осталось у стороннего и благожелательного наблюдателя. Нынешний Поместный Собор Русской Православной Церкви является переломным моментом в жизни всей Православной Церкви.

Такие события не происходят сами по себе. Мудрая, каждодневная, не бросающаяся в глаза деятельность покойного Патриарха Московского и всея Руси Святейшего Сергия наметила новые пути для Русской Православной Церкви и привела ее на ясную и широкую дорогу служения Богу и народу. Это ему, покойному незабвенному святителю, принадлежит заслуга возвращения Русской Православной Церкви к духу древних апостольских истин, раскрытие ее пастырям высокого духовного значения церковной жизни. И много раз на Соборе с благоговением произносилось имя Святейшего Сергия. Его воля остается и останется надолго непререкаемой для всех тех, кому ныне надлежит руководить и управлять Русской Православной Церковью.

Раньше чем перейти к описанию заседаний Поместного Собора и торжественных богослужений, хочется лишний раз ясно отдать себе отчет в том, что произошло. Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме Союза ССР Г. Г. Карпов, приветствуя Поместный Собор от имени советского правительства, сказал: «Великая Октябрьская Социалистическая Революция, раскрепостившая и освободившая наш народ, освободила и Русскую Православную Церковь от тех пут, которые сковывали и стесняли ее внутрицерковную деятельность. Провозглашенная декретом от 23 января 1918 г. свобода совести закреплена незыблемым основным законом нашей страны — Советской Конституцией».

«Выдающийся церковный деятель, мудрейший старец Митрополит, а затем Патриарх Сергий, глубоко понимавший смысл происходящих событий», как назвал покойного святителя представитель советского правительства, установил правильные взаимоотношения с советской властью, самой демократичной и подлинно народной, разъяснил верующим и духовным пастырям, какое место занимает Церковь в общей жизни нашего государства, «благословил православных на защиту границ Родины». И «наша Церковь, благодарение Богу, живет полной жизнью, согласно нашим канонам и церковным обычаям», — утверждает Поместный Собор Русской Православной Церкви в своем обращении к правительству Союза ССР.

Земная слава усопшего Патриарха Сергия ширится и растет вместе с торжеством Святой Апостольской Церкви. Поместный Собор в Москве, на который приехали представители почти всех Православных Церквей мира, является нерукотворным памятником мудрому русскому святителю.

Поместный Собор Русской Православной Церкви открылся в храме Воскресения в Сокольниках, в Москве. В отличие от многих московских храмов этот храм, построенный незадолго до первой мировой войны, имеет некоторые особенности. Средняя часть его обширна, на стенах нет росписи, алтари отделены невысокой перегородкой, тогда как обычно иконостасы доходят до потолка. В нем устроено центральное отопление. Это, вероятно, и послужило причиной выбора его для заседаний Поместного Собора. Я бывала в этом храме в ясные весенние дни. Залитый солнцем, он казался величественнее и наряднее. Придя на первое заседание Поместного Собора, я испытывала разочарование. Мне казалось, что для столь высокого собрания можно было бы создать и более торжественную обстановку. Такое же чувство испытывали и многие другие.

Посредине храма за большим столом, покрытым зеленым сукном, расположились приглашенные почетные гости: Патриарх Александрийский Христофор, Патриарх Антиохийский Александр III, представитель Вселенского Константинопольского Патриарха Митрополит Германос, представитель Иерусалимского Патриарха Архиепископ Афиногор, Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат, представитель Синода Сербской Православной Церкви Митрополит Иосиф, представитель Румынской Православной Церкви Епископ Иосиф. Здесь же за столом сидели председательствующий на Соборе Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий и Митрополит Крутицкий Николай. Сзади во втором ряду были устроены места для остальных членов приехавших делегаций.

Для духовенства и мирян — делегатов Поместного Собора — были приготовлены стулья в приделах. Здесь в первых рядах сидели архиепископы и епископы. Черные рясы, черные клобуки, длинные бороды, почти у всех седые,— все это, для непривычного глаза, придавало собранию необычайный, я бы сказала, священный вид.

Не члены Собора, присутствующие в храме, стояли, как обычно стоят при богослужениях. Храм был полон — так много набралось народа. Кто эти люди? Певчие двух хоров, верующие, прихожане, много корреспондентов русских и иностранных, фоторепортеры, операторы кинохроники. Они собрались здесь задолго до начала заседания и простаивали так по нескольку часов.

Точно к назначенному времени, последними в храм приезжали Патриархи. Их встречали колокольным звоном и пением церковного хора: «От востока солнца до запада хвалите имя Господне...»

Молебен перед открытием Поместного Собора служил Патриарший Местоблюститель, Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий. Мягкий, приятный голос Высокопреосвященного; ныне Святейшего Алексия оттеняет каждое слово молитвы. Сокровенная и духовная значимость слышится в этой мольбе к Господу о благословении Собора, «трудов его во спасение и благоденствие Церкви нашей...»

Резонанс в храме необычайно сильный. Звонко разносятся песнопения провозглашаются многолетия. И даже самые заседания Поместного Собора напоминают чем-то богослужения — так мало они похожи на обычные собрания светских людей, решающих свои светские дела.

Первое слово было предоставлено Г. Г. Карпову, председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР. Его речь слушали с особым напряжением. Остались на своих местах только члены Собора. Все посторонние плотной стеной придвинулись возможно ближе, чтобы лучше слышать. Забегали карандаши по блокнотам иностранных журналистов. Раньше чем радио и кино разнесет по миру эту знаменитую речь представителя Советского правительства на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, телеграммы инкоров появятся на страницах иностранных газет. Благодаря героическим победам Красной Армии ныне весь мир ловит каждое слово о происходящем у нас здесь, в нашей высококультурной, демократической и сильной стране.

Пожелав Собору успешной и плодотворной работы, представитель советской власти покидает заседание. Но все такой же плотной людской стеной окружены заседающие на Соборе. Среди этих посторонних есть и англичане, и американцы, негр, японец. Известный русский искусствовед стоит рядом с приходским священником, модная дама рядом с прихожанкой в вязаном теплом платке.

Кто-то сказал протоиерею Александру Смирнову, одному из распорядителей на Соборе:

— Надо бы навести порядок, предложить всем пойти на отведенные места, а то как-то неладно сгрудились...

— Ничего, — ответил московский священник, — это Россия...

И спрашивающий сразу успокоился. Конечно, может быть, где-нибудь в другом месте или в другое время такое высокое собрание и выглядело бы более помпезно, зато здесь у нас свободнее и проще. А дела, которые здесь решаются, велики по своему значению не только для советских людей, но и для православных всего мира.

— По величию собрания и по составу собравшихся это поистине Вселенский Собор, ибо здесь, можно сказать, представлена вся Святая Соборная и Апостольская Церковь, — сказал председательствующий, открывая заселение.

— Участие в интронизации нашего Патриарха святителей, прибывших из-за границы, с убедительностью говорит всему миру о том, что между нашей Русской Церковью и другими Православными Церквами существуют не одни только формальные, внешние отношения, но и отношения чисто братские, в духе христианской любви и веры... — отметил Митрополит Иоанн, приветствуя иностранных гостей.

— Присутствие здесь четырех Патриархов, представляющих всю древнюю Апостольскую Церковь, особой страницей войдет в историю Православной Церкви, — заявил Патриарх Антиохийский и всего Востока.

И это не пафосные слова. Их подсказала сама действительность.

Первое заседание Поместного Собора закончилось утверждением Положения об управлении Русской Православной Церковью.

Самым торжественным моментом второго заседания Поместного Собора было избрание Патриарха Московского и всея Руси.

Яркие прожекторы освещают храм. Свет падает сверху. И кажется, что в этот пасмурный зимний день сюда направило свои ослепительные лучи весеннее солнце.

Все архиереи надевают лиловые шелковые шитые золотом мантии. Голосование открытое. Право решающего голоса принадлежит только архиереям Русской Православной Церкви.

Решение созвать Поместный Собор для выбора Патриарха было принято на Соборе епископов в ноябре прошлого года. За истекший период всюду на местах, в самых отдаленных епархиях, успели обсудить кандидатов. Каждому епископу в отдельности задается вопрос:

— Кого избираете вы с клиром и вашей паствой Патриархом Московским и всея Руси?

Епископ, названный по имени, встает со своего места. С ним вместе встают и другие представители названной епархии. Епископ внятно и убежденно, вкладывая в слова всю ответственность вверенного ему права, отвечает:

— Я, клир и паства вверенной мне епархии избирают Патриархом Московским и всея Руси...

Один за другим встают архиереи, и каждый называет своим избранником Патриаршего Местоблюстителя Алексия, Митрополита Ленинградского и Новгородского.

Голосование начинается с младшего по хиротонии. В этом порядке снова и снова проявляется широчайший демократизм, свойственный нашему народу. Можно предположить, что младший после старшего по иерархии подчинился бы голосу авторитетнейшего. Но в столь священный момент, как избрание Патриарха Русской Православной Церкви, свободная воля избирателей не может быть ничем стеснена, и поэтому первый голос принадлежит самому младшему.

Последним свое слово говорит Митрополит Крутицкий Николай, управляющий Московской епархией и по уставу Русской Церкви являющийся Патриаршим наместником. Он тоже называет своим избранником Митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия. Митрополит Николай предлагает не опрашивать самого старшего по хиротонии епископа Советского Союза, так как именно он единогласно избран Патриархом Московским и всея Руси.

Избранник встает и смиренно говорит:

— Избрание меня Поместным Священным Собором Русской Православной Церкви с благодарностью приемлю и нимало вопреки глаголю.

Новоизбранному Патриарху подносят грамоту в прекрасном белом парчевом переплете. Хор поет: «Тебе Бога хвалим...» и провозглашаются торжественные многолетия. Восточные Патриархи поздравляют Святейшего Алексия, братски обнимая и целуя его. Новоизбранный Патриарх выходит на середину храма, и к нему подходят с поздравлениями и за благословением все присутствующие члены Собора. Эта процедура совершается в строгой последовательности по старшинству.

Принятые на этом заключительном заседании Поместного Собора обращения к христианам всего мира и к Русской Православной Церкви широко опубликованы в советской печати. Значение их всем очевидно.

В субботу 3 февраля в Богоявленском соборе состоялась торжественная всенощная. Новоизбранный Патриарх здесь не присутствовал. До своей интронизации он уединился, чтобы помолиться в одиночестве. Богослужение совершал Патриарх Александрийский Христофор. Сослужили ему русское духовенство и приехавшие почетные гости.

Украшенный с большим вкусом зеленью и цветами храм напоминал праздничные пасхальные дни. Молящихся собралось много. Ничто не отвлекало верующих от молитвы. Присутствие здесь восточных Патриархов лишь усугубляло молитвенное настроение верующих.

Двумя плотными рядами выстроилось духовенство в облачении от арихиерейской кафедры до входных дверей. При входе в храм иностранных гостей встречал Митрополит Николай в сопровождении архиереев и настоятеля храма протоиерея Николая Колчицкого. И каждой делегации, приехавшей на Поместный Собор Русской Православной Церкви пз-за границы, Митрополит Николай сказал несколько теплых, проникновенных и значительных слов. Представителей Югославии он приветствовал как наших собратьев по оружию, испытавших те же страдания и унижения, видевших те же разрушения, причиненные фашистами, что и советский народ; Высокопреосвященному Германосу он сказал, что русский верующий народ счастлив видеть в московском храме представителя Вселенской матери-Церкви. Преосвященного Афиногора Митрополит Николай приветствовал как представителя тех православных, которые живут вблизи гроба Господня и ходят по той священной земле, где ступал Христос — Спаситель мира. Патриарху Александрийскому Христофору и Патриарху Антиохийскому он сказал о том счастье, которые испытывают верующие, видя их в советской столице, их, представителен Церквей-сестер, наместников апостолов. Приветствуя Блаженнейшего Каллистрата, Католикоса-Патриарха всея Грузии, представителя верующих одной из советских республик, Митрополит Николай почтительно упомянул о древности православия в этой стране.

И всем он сказал о горячей любви и единомыслии, всех пригласил помолиться вместе за общее дело мира и процветание Православной Церкви.

Не надо обладать особенно пылким воображением, чтобы ясно представить все значение и духовную силу общей молитвы людей, приехавших в зимнюю стужу с берегов Нила и из знойной Аравии, из туманного и многострадального Лондона и из лучезарного Иерусалима, с залитых кровью Балкан и из спокойной, цветущей Грузии...

«Свете тихий святыя славы...» — прекрасно и умиротворяюще поет хор. И так страстно хочется, чтобы поскорее прозвучали последние залпы орудий победоносных союзных армий и весь мир почувствовал себя свободным и спокойным от жадной и человеконенавистнической нацистской агрессии.

Утром в воскресенье в этом же храме до начала Божественной литургии происходила интронизация новоизбранного Патриарха.

В половине десятого утра в храме было уже тесно. Присутствовали члены дипломатического корпуса, представитель советского правительства Г. Г. Карпов, члены Совета по делам Русской Православной Церкви, работники печати, иностранные корреспонденты. Среди молящихся было много интеллигенции — профессора, литераторы, артисты, художники, но больше всего было, конечно, духовенства.

Каждого Патриарха встречали колокольным звоном и песнопением. Строго по чину проходило облачение высоких гостей. Последним прибыл новоизбранный Патриарх Московский и всея Руси. Краткой речью приветствовал избранника настоятель храма протоиерей Николай Колчицкий и по русскому обычаю поднес ему хлеб-соль.

Чтобы описать священнодействие интронизации, понадобилось бы несколько страниц, и все же слова не передали бы ощущение торжественности момента. Читаются положенные молитвы, возносятся положенные песнопения. Много раз повторяются возгласы: «Аксиос, аксиос, аксиос» — что значит: «Достоин, достоин, достоин». Поднесение патриаршего куколя и патриаршего посоха сопровождаются приветствиями.

Но есть мгновенья, которые долго остаются в памяти, как живые. Вот стоит он, Патриарх Московский и .всея Руси, Святейший Алексий, в зеленой роскошной мантии. В руках его золотой посох, украшенный бриллиантами, на голове белоснежный куколь с сверкающим драгоценным крестом. Вот он снимает куколь, передает посох, опускается на колени. Единственный коленнопреклоненный во всем храме, он читает вслух молитву, прося у Бога премудрости для управления вверенной ему Церковью.

Начинается Божественная литургия. Быть может, столь пышного богослужения люди не видели века, со времени вселенских соборов, последний из которых, Никейский II, был в 783—787 гг. Здесь представлены почти все автокефальные Православные Церкви. В лучах прожекторов блестят митры, сверкает парчевое облачение Патриархов, митрополитов, епископов...

Престол в алтаре украшен гроздьями белой живой сирени.

Молитвы и возгласы произносятся повторно на греческом, арабском и славянском языках. Поют два хора. Все четыре Патриарха, присутствующие здесь, участвуют в богослужении. Возглавляет Божественную литургию Патриарх Александрийский Христофор, как самый старший по положению. Выходы из алтаря и благословение молящихся совершаются каждым Патриархом отдельно.

После запричастного стиха настоятель храма читает обращение новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси к архипастырям, пастырям и верным чадам Русской Православной Церкви. Духовенство, присутствующее в храме, слушает это обращение с большим, вниманием. В нем ясно намечаются пути, которыми новый русский Святитель поведет окормляемую им Церковь. Выполняя заветы почившего Патриарха Сергия, Святейший Алексий требует от духовенства нравственной безупречности в личной жизни, строжайшего соблюдения канонов и порядка церковной службы, разумного наставления верующих, бескорыстного служения Родине и народу.

По окончании литургии служится благодарственный молебен. Его совершает Патриарх Московский и всея Руси в сослужении только русского духовенства.

И снова под колокольный звон звучат многолетия высшему православному духовенству, советскому правительству, родному и союзному воинству. Каждый протодиакон, присутствующий здесь, произносит свой возглас, и ему вторит хор.

Начинаются приветствия. От восточных Патриархов Московского Патриарха приветствует Блаженнейший Александр, Патриарх Антиохии и всего Востока. Он подносит Святейшему Алексию патриарший посох художественной работы. Зачитывается послание Румынского Патриарха Никодима. Г. Г. Карпов поздравляет новоизбранного Патриарха от имени советского правительства. Он говорит о том, что Русская Православная Церковь избрала правильный, прямой и ясный путь и желает ее святителю Алексию многих лет плодотворной деятельности, направленной на благо Родины и верующих.

Поместный Собор, от лица которого приветствовал Святейшего Алексия Архиепископ Псковский и Порховский Григорий, подносит Патриарху драгоценную панагию. Митрополит Крутицкий Николай от верующих Московской епархии подносит икону с изображением московских святителей, причисленных к лику святых. Поздравления и приветствия следуют одно за другим...

Но вот кончились торжества. И как когда-то в древние времени Апостолы, Святейший Патриарх Алексий уходит один к народу, в конец храма, где каждый верующий может получить его благословение. Потянулась бесконечная вереница людей. Седой старик что-то шепчет на ухо Патриарху, женщина поднимает для благословения ребенка, и Патриарх ей улыбается, смиренно наклоняет голову военный с погонами майора...

Я помню, в детстве на торжественных богослужениях приложиться к кресту подходили строго по положению: вначале власти, затем знатные и богатые, потом простой народ. Присутствовать на богослужениях было обусловленной законом обязанностью каждого государственного лица. Обряды соблюдать должны были все, иначе они лишались гражданских прав.

В нашей советской демократической стране, где Церковь отделена от государства, где религия — личное дело каждого гражданина, между высшим церковным лицом — Патриархом и народом нет сословной стены. Здесь все верующие равны, как по истинно-христианским заветам все равны перед Богом.

А. Ш.

Система Orphus