ЗА АРХИЕРЕЙСКОЙ СЛУЖБОЙ

(Впечатления и мысли)

Богослужение Русской Православной Церкви... Оно поражает своим благолепием и чинностию, оно высекает из нашей души кипучий родник ощущений и чувств, оно замечательной совокупностью красок, звуков, благоухания направляет все наши помыслы к Небу. Человек, молящийся в храме, совсем не то обуреваемое шумом мира существо, которое переступило его порог. Храм — это громадная Силоамская купель, где божественная благодать омывает предстоящих, делая их мягче, светлее, чище. Обновление и бодрость, которые мы уносим оттуда в. своих телах и душах, убедительно доказывает Бытие Божие «Кто Бог велий, яко Бог наш!», способный творить такие метаморфозы.


Особенно величественна архиерейская служба. И когда мы обнаруживаем в центре храма небольшое возвышение со скромным крестом и орлецом, мы радуемся вдвойне. Радуемся тому, что сегодня особенно щедро изольется на наши главы милость Божия через цервослужащего владыку (имрек) и что сегодня еще сильнее и горячее возвестят хвалу Вседержителю наши уста.

...Уготована встреча. Вереница прибывающих богомольцев растекается по двум руслам. О чем-то перешептываются дьяконы, в то время как тонкие струйки дыма из кадильниц обтекают края их одежд, и матовая желтизна нетронутых еще огнем свечей так гармонирует с цветом их стихарей.

...Тишину длительного ожидания взрывает мощное приветствие хора. Накинута мантия. Вошедший поправляет четки, и настоятель радушно подносит желанному гостю крест... Исполла эти деспота!

Осенив верующих с амвона, преосвященный располагается на кафедре. На мгновение мы видим статную фигуру в черном подряснике, перехваченном красивым поясом. Она послушна перед облачающими. Груда нарядных и пышных риз, которую держит прислужник, быстро тает. Ловкие и расторопные руки иподиаконов застегивают поручи, расправляют саккос, укрепляют омофор. Торжественные мотивы псалма переплетаются с рокотом протодиакона...

Наконец владыка поднял светильники. Величаво ласковое и спокойное лицо. «Тако да просветится свет твой пред человеки...» И особенно светятся в этот миг любовью наши взоры, направленные на озаренного блистанием! огней, ибо добрый пастырь взошел дверьми, и. знаем мы его...

...Литургия совершается своим чередом. Возносятся молитвы, всегласно поет хор, но святитель как бы не включился полностью в служение. Он только отвечает благословениями на поклоны сослужащих, испрашивающих разрешения на возгласы и ектении. Оставаясь посредине храма, владыка так тесно окружен молящимися, что и не сразу обнаруживаешь его присутствие. Это прообраз Христа, который тридцать три года Своей земной жизни провел среди людей, нисколько не выделяя Себя перед ними.

Но так продолжается малое время. Не для безмолвия сошел с небес и воплотился Единородный Сын... Проникновенно и впечатляюще звучат заповеди Господа Иисуса: «Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят!» Из северных дверей алтаря медленно выступает торжественная процессия. Она огибает кафедру, священнослужители выстраиваются рядами и по благословении входа согласно запевают: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу; спаси нас, Сыне Божий, молитвами Богородицы поющии Ти — Аллилуйя!» Святитель во главе духовенства вступает в алтарь, и долго раздается еще под его сводами этот призыв.

...Явивший Себя Христос указует человечеству путь к спасению. С каким изумлением и напряженностью внимали невиданному Пророку толпы простого народа на берегах Иордана, а Носитель Прекрасной Правды предстоял им, грандиозный и доступный. И как смело и величественно льются запечатленные в Евангелии слова Божественной Проповеди, воспламеняя сердца,— так свободно и просто стоит увенчанный митрой святитель — олицетворение Глаголющего, Столь же доверчиво наклонила головы и затихла паства, и да сбудется реченное Им: «Тем убо блажении слышащии Слово Божие и хранящий е!»


Медленно выводят певчие прекрасные слова «Херувимской». Преклонив колена, устремили одни взгляды ввысь, тогда как другие склонили головы набок, словно впитывая чудесную мелодию. Чувствуется, что эти люди разного возраста, положения, характера и привычек слились в настоящую минуту в одном молитвенном порыве и составляют многоликую и крепкую семью Единого Отца.

Первослужащий у жертвенника... Как ясли, которые избрал для Своего рождения Христос, ничем не привлекли бы внимания обитателей маленького городка Вифлеема, так незаметен и этот столик. Он почти и не виден богомольцу. Но на нем совершается вся подготовка к величайшему Таинству Пресуществления, когда по нашему верованию хлеб и вино претворяются наитием! Святого Духа в Тело и Кровь Христову.

Склонившись над Агнцем, творит преосвященный поминовение. Один за другим приближаются сослужащие и, лобызая его в плечо, смиренно молят помянуть в том горячем обращении к Господу и. их имена. Предстоит перенесение Святых Даров. И как Всевышнему, оделяющему от щедрот Своих всех прибегающих к Нему, чужды малейшие исключения, так поручает владыка каждому из сослужащих понести хотя бы малую часть от священных сосудов — лжицу или копие.

С обнаженной главой, смиренно и заботливо встречает он шествие в царских вратах, бережно принимает драгоценную ношу и утверждает на престоле. Замечательное напоминание делает нам ежедневно Святая Церковь. Напоминание о том, как некогда Царь царствующих и Господь господствующих снизошел на землю, чтобы своими страданиями искупить вину человечества перед Творцом и уготовать вечную жизнь достойным. И если ангелы закрывали свои светлые лики, будучи не в силах созерцать этот беспримерный подвиг, можем ли мы, слабые и оскверняющие себя ежеминутно, не трепетать в этот миг?

Задумаемся поглубже над великой миссией Бога Сына. Человеческое сознание почти и не в состоянии постигнуть все величие этой Жертвы. Знать изначала, что цена искупления именно такова, провидеть этот многотрудный путь до последнего шага и не обинуясь пойти по нему, — так могли поступить только Высшее Смирение и Высшая Решимость, которые сочетал в Себе Существующий прежде всех веков. Языки народов мира богаты, гибки и многоцветны, но и самый совершенный из них окажется беспомощным, чтобы достойно воспеть такое самопожертвование. И если Господь наш Иисус Христос ради нас позволил совершиться над Собой всему начертанному в Писании, не произнеся даже на кресте ни единого упрека или сожаления, то смеем ли мы не повиноваться настойчивому зову пастыря: «Горе имеем сердца!»

Преисполнился ли наш народ чувством благодарности к Великому Искупителю, воспринял ли он преподанное Учителем указание? В поисках ответа перенесемся мысленно на фронты Отечественной войны, где наши доблестные воины громят «высшую расу» — гитлеровских убийц и святотатцев. Враги народа — презренные клеветники — осмелились именовать «нацией Обломовых» великий русский народ, народ созидателей и ратоборцев. Вряд ли история какого-либо другого народа запечатлела на своих скрижалях множество столь славных деяний, которыми мы по праву гордимся перед всем миром. Наш богоизбранный народ героически отстоял честь и независимость своей Родины от многочисленных охотников до чужого добра, которые многократно вторгались в пределы наших богатых земель и столь же многократно бывали биты и с превеликим позором выброшены за рубежи.

Цвет силы народной, русские ратники — не только патриоты из патриотов. Они и не раз вызволяли братские народы из-под чужеземного гнета, являя при этом высокие образцы самопожертвования и любви к ближнему. Немедленно возникает вопрос: под влиянием чего выработались в нашем народе такие замечательные черты? Несомненно под влиянием христианства. Наши славные предки-славяне, вскормленные сладчайшим млеком Истины Христовой, оказались доброй нивой, на которой семена Великого Назидания — «возлюби ближнего как самого себя» — принесли обильные плоды. И столь же несомненно, что не оскудевала помощь Божия нашему народу на любом этапе его истории.

И мы не можем расценивать великолепные победы в нынешней великой справедливой и освободительной войне, одержанные народами Советского Союза под руководством русского народа, под водительством гениального наставника Иосифа Сталина, на которого Господь возложил великое бремя вести Его народ в такой бурный исторический период, иначе как яркое доказательство дивного Благоволения и Заступничества. И Венчающему нас милостию и щедротами скажем от всего сердца вкупе со святителем: «Благодарим Господа!»


...«С миром изыдем о имени Господне»... Неторопливо идут верующие под благословение преосвященного, прикладываются к образам и медленно направляются к выходу, как бы боясь расплескать ценнейший нектар. Люди оборачиваются, молятся еще и еще, стараясь хотя на кратчайший срок продлить свое пребывание под кровом Дома Его. И даже спустившись с паперти, не обращая внимания на волны городского прибоя, плещущиеся около их ног, ждут святителя миряне. Они хотят унести с собой его ласковую улыбку, они хотят тепло поблагодарить его за незабываемые часы беседы и единения с Богом». И только когда владыка, напутствуемый искренними пожеланиями, отъезжает, люди расходятся во -всех направлениях. В последний раз они стараются запечатлеть контуры прекрасного здания, и каждый шепчет убежденно: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний!»

ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВ

Система Orphus