Вспоминаю, как я в раннем детстве встречал Рождество Христово в родительском доме в с. Палеевке, Ямпольского района, на Черниговщине.
В сочельник под Рождество Христово я упрашивал мать, чтобы мне разрешили взять на сеновале, в клуне, сена и положить его в святом углу, на покуте, под кутью (святой угол под иконами; сено кладут на скамейку, на лавку), но мать сказала, что это сделает старший брат мой Евмек: «А ты наденешь батьковы рукавицы и поставишь кутью на это сено».
Мне очень нравилось надевать батьковы рукавицы, но обычно старшие этого не разрешали, а сегодня вдруг сама мать предложила надеть их. Я ее спросил: «А зачем нужно надевать батьковы рукавицы?» — «А затем, — ответила мать, — чтобы следующее лето было урожайным, тогда у нас будет каждый день так много пирогов, как сегодня».
А пирогов в сочельник под Рождество пекли очень много, целую гору, — их в день Рождества дарят колядникам.
Старший брат уже принес сено и положил на приготовленное место в святом углу, на покуте. Я, надев батьковы рукавицы, тороплю мать вынимать кутью из печки: мне хочется поскорее ее поставить в святый угол на сено, но кутья еще не сварилась. Тем временем младшая моя сестрица Степа взяла из святого угла немного сена и устроила из него на окне постель для своих кукол. Но старшие сказали, что этого сена брать нельзя, и девочка обещала больше его не трогать.
Вдруг мать зовет меня нести на сено кутью.
Сколько радости! Сколько восторга!
В батьковых рукавицах спешу к матери, а мать неожиданно останавливает меня: «Сними рукавицы и молись Богу, а потом будешь ставить кутью». Первоначальные молитвы я уже знал, знал даже тропарь и кондак праздника. Старший брат и его товарищи весь Рождественский пост их разучивали, они собирались в день Рождества ходить со звездою по домам и славить Христа. Мы, малыши, им подпевали, хотя старшие нас и останавливали. Так я выучил и тропарь, и кондак Рождества Христова.
После молитвы мне разрешили поставить кутью на сено.
Любуюсь я святым углом, где стоит мною поставленная кутья, а рядом с ней мать поставила большой горшок узвара.
Старшая сестрица Варвара цветами вышитый красивый белоснежный божник «одела на иконы» (украсила иконы), картины и окна украсила вышитыми рушниками, по стенам развесила красивые кролевецкие рушники. Дом побелен еще до сочельника; земляной пол вымазали желтой глиной, так что он стал желтым, как яичный желток; на полу положены ковры и дорожки домашнего рукоделья; в доме уютно, светло, чисто. Перед иконами теплится лампада. В доме все выглядит по-праздничному.
Доносится приятный запах жареной колбасы, мать разливает в глубокие тарелки холодное — студень; пахнет перцем и лавровым листом. Так хочется есть!
— Подожди, сынок,— говорит мать,— завтра все будем кушать, а сегодня вечером, как только появится вечерняя звезда, будем есть кутью, рыбу, узвар. Ты только смотри, когда звезда появится. Тогда мне скажешь.
Хотя кушать и хочется, но я, довольный и радостный, с меньшим братом Федоткой, выбегаю на улицу ждать появления первой звезды.
В этот вечер звезда очень долго не появляется.
На улице много ребят; они, как и я, дожидаются вечерней звезды. Ребятишки рассказывают друг другу, какие у них обновки. Один говорит, что ему купили шапку, другой хвалится красивым красным поясом. Ваня выдвигает ногу и любуется своими новыми чоботами (сапогами). Хамка рассказал, что отец купил ему синюю в горошек рубашку. Лицо Омелька омрачилось, — ему купили рубашку, но черную в белую полоску, а ему почему-то казалось, что синяя с горошками рубашка красивее, да и все хором признали, что синяя с горошком рубашка красивее. Мне сшили хорошие черные штанишки, а к Пасхе, подумал я, скажу, чтобы и мне купили рубашку с горошком.
Вдруг мы увидели звезду, и все ребята разбежались по своим дворам, крича: «Звезда! Звезда!»
В доме стол был уже накрыт белой скатертью: кроме лампады, перед образом Спасителя горит большая свеча. Запах ладана придает особую праздничную торжественность. Отец после дневной работы тщательно вымыл свои, руки, лицо и шею; все приняли праздничный вид; помолились, причем молитвы читал сам отец, и сели за стол. На столе появилась рыба, борщ с грибами. Кутью ели после рыбы. Кутью делают с медом; она сладкая и очень вкусна — это богатая вечеря.
На Украине в сочельник под Рождество везде кладут сено в святой угол, на сено ставится кутья и большой горшок узвара. Узвар приготавляют из сушеных фруктов: яблок, груш, слив, вишен и пр. Узвар весьма вкусен, он сладкий с винным привкусом, по цвету напоминает церковное вино. В день Рождества не полагается пить воду, пьют узвар. В некоторых местах есть обычай в святый угол ставить и сноп ржи; на стол кладут сено (с. Красиловка на Черниговщине и вся южная Черниговщина), а потом накрывают стол нарядной скатерьтю; за этим столом и совершается богатая вечеря.
На Украине богатая вечеря узаконена вековыми обычаями с небольшими различиями. Например, на Полтавщине внуки несут под Рождество богатую вечерю своим дедушкам, а крестники — своим крестным отцам; на Черниговщине такого обычая нет.
Сено, на котором ставится кутья, знаменует Вифлеемские ясли, а кутья — Новорожденного Христа; узвар напоминает, что христианин приобщается духовной радости во Христе через пролитую Им кровь ради нашего спасения.
Богатая вечеря под Рождество, как уже сказано, это общепринятый на Украине обычай. Помню, один молодой священник хотел было отменить этот обычай, особенно есть рыбу в этот вечер, но ему его прихожане сказали, что этот обычай заведен нашими отцами и дедами, а потому нарушать его нельзя; вот придет голодная кутья, сочельник под Крещение, тогда полагается строгий пост, а под Рождество пост до первой звезды; появилась Рождественская Звезда — и у нас богатая вечеря; она постная, но богатая. Мы ожидаем Рождества Христова, нам предстоит богатая жизнь во Христе, а в день Рождества у нас по уставу — разрешение на все!
Радостен день Рождества для детей. После обеда дети бегают гурьбой из хаты в хату колядовать, поздравляют хозяев с праздником; им дают пироги, кусочек сала, а иной раз и кольцо колбаски, но все это не так привлекает маленького колядника, как подаренные деньги, для колядника деньги — великое дело, он их много раз проверяет и хочется ему, чтобы у него было больше, чем у товарища или старшего брата.
Перед вечером, в первый день Рождества, дети старшего возраста ходят со звездой; они заходят в дом и поют тропарь и кондак праздника, а потом поздравляют хозяев с праздником; их наделяют тем же, чем и малышей, но денег дают им больше.
Совсем вечером ходят из дома в дом взрослые девушки и поют «колядки». Парни вечером водят «козу» или «медведя». Из шкуры козы или медведя делают шубу, эту шубу надевают юноши и прилаживают маску — голову козы или медведя. Козу или медведя сопровождает местный оркестр музыкантов или боянистов, в доме играют, коза или медведь танцуют. Этот ходячий театр сопровождают «цыгане» — парни, одетые цыганами и цыганками; они танцуют под музыку и гадают. Цыганам разрешается в доме воровать колбасу, сало, вино, поэтому перед приходом в дом козы или медведя все это тщательно прячут; коза или медведь заходят в дом только с разрешения хозяев. Если хозяева обнаруживают ворованное, то цыгане тотчас же его возвращают; если же коза или медведь вышли во двор, а цыганам удалось скрасть, то они ворованное показывают хозяину, и хозяин претензий уже не имеет. Конечно, воруют в шутку, понемножку, сколько может съесть один человек.
Первый день Рождества прошел, и дети с нетерпением ожидают щедрой кутьи под Василия. Тогда они вечером пойдут щедровать, а утром в день Василия — засевать. Их будут дарить блинами, салом и снова деньгами.
В некоторых местах на Украине в первый день Рождества в 3 часа дня собираются в храмы послушать «колядки», которые поют церковные хоры.
Привожу текст такой колядки:
На Иордане-реке тихая вода стояла,
Там Матерь Божия Иисуса Христа купала.
Искупавши, шелками спеленала,
Спеленавши, в яслица положила.
Над теми яслями серые волы стояли,
На Святое Дитятко своим духом дышали,
На Святое Дитятко своим духом дышали,
Пока Иисуса Христа из яслей взяли.
Взяли Иисуса Христа, на престоле положили,
А возле престола три ангела летали,
А возле престола три ангела летали
И все с херувимами Христа воспевали.
А вот другая колядка: «Небо и земля».
Небо и земля ныне торжествуют,
Ангелы и люди радостно ликуют.
Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы воспевают, цари притекают,
Поклоняются. Пастыри играют —
Чудо, чудо восхваляют.
В Вифлееме, в Вифлееме
Радостная весть,
Чистая Дева, чистая Дева
Сына родила,
Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы воспевают, Цари притекают,
Поклоняются. Пастыри играют,
Чудо, чудо восхваляют.
С Востока три царя тогда приидоша,
Смирну и ливан и золото принесоша.
Ангелы служат, Ангелы служат,
А мы воспеваем
Вышнему Богу, Вышнему Богу Поклонение воздаем.
Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы. воспевают, цари притекают,
Поклоняются. Пастыри играют,
Чудо, чудо восхваляют.
Через час после «колядок» совершается вечернее богослужение. Архиерейские хоры поздравляют своих владык обычно на второй день праздника на дому пением стихиры «Слава в вышних Богу», тропаря, колядок».
АРХИЕПИСКОП СТЕФАН
Полтава