ВЕЛИКАЯ АГИАСМА

(К празднику св. Богоявления)

Великой агиасмой называется вода св. Богоявления, над которой в этот день совершается чин великого водоосвящения.

В 47-й главе книги пророка Иезикииля описывается видение пророка, которое всегда может приходить на память при совершении указанного священнодействия над водою.

Пророк созерцает в этом видении великолепный Иерусалимский храм, но отличающийся от храма ветхозаветного: в его Святом Святых нет ковчега Завета и очистилища, нет и завесы, отделяющей его от святилища; в святилище вместо золотого жертвенника стоит уже простой стол, подобный тому, за которым отец собирает детей своих. Наиболее же характерной особенностью этого храма является водный поток, истекающий из-под его порога. Сначала он не глубок. В преддверии храма пророк мог его перейти, но дальше в своем направлении от храма он становится все глубже и глубже, так что по нему можно только уже плыть. Чудесная вода, казалось, увеличивалась вследствие какой-то присущей ей внутренней силе, и каждая капля обладала удивительной способностью превращаться в целый источник. Поток направляется к востоку в море. Это море, находящееся на восток, от Иерусалима, где был храм Божий, так называемое «Мертвое море», или мрачная могила нечестивейших городов Содома и Гоморры, крайнее нечестие которых вошло в пословицу. Известно, что в этом море, или озере, густо насыщенном солью и асфальтом, не может жить никакая рыба; берега его, покрытые белыми соляными выделениями и грязными асфальтовыми ручьями, текущими из соседних гор, остаются почти необитаемыми. Но вода, текущая из святилища храма, из-под его порога, по видению пророка, оживотворяет его: в нем появляются и размножаются рыбы, селения рыбаков вырастают по его берегам; безводные плоскогория превращаются в цветущие сады; фруктовые деревья, подобные Эдемским, появляются на его берегах. Зона пустыни превращается в место, полное жизни и разнообразной плодотворно-культурной работы людей.

Мертвое море и доныне остается таким же мертвым, каким оно было и в древности и каким описано у пророка, своею безжизненностью оправдывая свое название.

Но видение пророка есть поразительно наглядный образ благодати Святого Духа, преизобильно изливающейся из Церкви Христовой в греховный мир человеческий, — в частности же, это видение есть образ и великого водоосвящения в его духовно-благодатном значении.

В церковно-богослужебных песнопениях жизнь человеческая часто сравнивается с морем и даже прямо называется «житейским морем». Через наши грехи, мертвящие нашу жизнь, это наше море житейское становится «мертвым морем». Но «из-под порога храма» христианского, отличающегося от храма ветхозаветного, из Святой Церкви в греховный человеческий мир течет оздоровляющая благодать Св. Духа. Сам Христос Спаситель в своей беседе с самарянкой изображал принесенную Им в мир новую благодатную жизнь под образом живой воды, текущей в жизнь вечную. В 17-й главе Евангелия от Иоанна Он, призывая к Себе, говорит: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, — как сказано в Писании, — из чрева потекут реки воды живой» (Исаия, 12, 3, Иоиль 3, 18). Евангелист поясняет: «Сие сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него» (Иоан. 7, 37—39). Благодать св. Духа изливается на верующих в таинствах и обрядах Святой Церкви, и под влиянием ее мертвые души оживают и становятся живыми, «мног плод добродетелей приносящи» (Иоан. 15, 5).

Одним из таких проводников благодати Св. Духа является я великая агиасма, то-есть вода Св. Богоявления, потому что, по уверению церковному, она ведет не к телесному только, но и к духовному нравственному оздоровлению. И в отношении к ней почти буквально сбывается видение пророком Иезикиилем воды, текущей из-под порога храма.

По церковному уставу чин водоосвящения совершается именно близко к порогу храма. Получающие святую агиасму в принесенные ими сосуды переступают при выходе из храма его священный порог. При виде этих благоговейных водоносцев, выходящих из храма, можно воскликнуть словами пророка: Вот течет вода из-под порога храма в море житейское, в дома и хижины людские, где проходит обычная человеческая жизнь, и если есть где какая-либо греховная мертвость, да оживотворит она ее.

Принесенная же Христом в; мир живительная благодать Духа Святого во всех ее видах и через все ее орудия и посредства как преизобильный источник воды духовной, воды живой да вливается в грешный мир моря житейского и да оздоровляет, нашу земную жизнь и становится в нас источником воды, текущей в жизнь вечную, делая нас по душевному состоянию способными к ее причастию.

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР СМИРНОВ

Система Orphus