НОВАЯ ЖИЗНЬ

«О том, что было было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни. Ибо жизнь наша явилась, и мы видели и свидетельствуем и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (I Ио. I, 1—2).

Праздник явлений на земле Бога во плоти, рождения Сына Божия, Христа Иисуса, Спасителя мира, есть самое светлое всемирно-христианское торжество.

В этот великий день весь христианский мир глубоко чувствует и сознает, что с явления на земле «Солнца правды» весь мир озарился чудным» светом и согрелся теплом новой, неведомой жизни. Явились новые понятия, новые чувствования, новые желания и стремления или, говоря одним словом: явилась «новая тварь» о Христе Иисусе Господе нашем.

Что было сущностью, основным настроением жизни мира до Христа и поныне вне Христа? «Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», — отвечает нам возлюбленный ученик и наперсник «Слова жизни».

Древний мир в своей гордыне ума, гордыне духа, в своем неудержимом стремлении постигнуть тайны бытья своими силами дошел до безумия.

«Будете яко бози» — это заманчиво-обольстительное прельщение духа лести на протяжении многих веков было душой, было целью и смыслом жизни древнего человечества до Христа.

«Солгася древле Адам, и Бог возжелев быти не бысть: человек бывает Бог, да Бога Адама соделает» (стихира на Благовещение). Чтобы обновить человечество, воссоздать его, обожить его, рождается «новый Адам» и как рождается? «Имеяй престол небо и подножие землю, на Него же не смеют взирати многоочитии херувимы и шестокрылатии серафимы», престолом Своим на земле избирает ясли и дворцом Своим — скотский загон.

«Что бо худше вертепа; что же смиреншее пелен, в них же просия Божества Твоего богатство» (Ипакой на Р. Хр.). Эта «великая благочестия тайна», это явление Бога во плоти было поистине «безумием и юродством» для мира погибавшего, для мира не видавшего Бога. Но эта же тайна была началом, была закваской новой жизни, рождением нового человечества.

Родоначальник нового человечества, «новый Адам» — Христос Иисус — уже при самом явлении Своем в мир нисходит в бездну смирения, чтобы сынов Своих возвести на небо. Своим рождением, полным рабского убожества и крайней нищеты, Спаситель мира открывает человечеству ,тайну новой, не ведомой ему жизни. Он как бы хочет, сказать: «Вы ищете счастья, смысла жизни в мудрости земной, в силе и превосходстве внешнем, во внешней красоте, во внешнем величии и славе?

«Нет, не в этом смысл, счастье, мир и радость жизни. Не тогда ты будешь блажен, когда будешь много иметь и во многом других превосходить, но когда будешь от многого отказываться.

«Я принес на землю мудрость, но не ту, которою так гордится «мир». Моя «мудрость — тайная, сокровенная». Моя мудрость есть «юродство» и «безумие» для мира, потому что она в смирении и в самоотречении даже до позорной смерти». (I Кор. 1, 23).

«Я даю людям силу, но не ту, которой «мир» так домогается и которою он так дорожит. Моя сила — сила благодати, сила обновляющая, возрождающая человека, делающая духовно слепых зрячими, расслабленных — здоровыми, падших — целомудренными, тяжких грешников — святыми, злых — добрыми. И эта «сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9).

«Я принес миру красоту, но не ту тленную и скоропреходящую, конец которой — безобразие, а красоту святости и добродетели, — «нетленную красоту кроткого и молчаливого духа» (I Петр. 3, 4), ту неотразимо дивную красоту, которою пленялись и будут пленяться во Мне несметные миллионы людей мира».

«Я даю всем познавшим и возлюбившим Меня славу Мою, но не ту мишурную, призрачную, пустую славу, которой так домогаются люди «мира», а ту, которая у Отца Моего, которую они увидят, когда будут там, где и Я (Ио. 17, 23, 24), которая наполнит сердца их невыразимым блаженством и радостью, которой никто уже не отнимет у них» (Ио. 16, 22).

Не новое превосходное учение только, не новую доктрину, не новые правила' жизни принес в мир Христос Иисус, ибо если бы только в этом заключалась вся сущность дела Христова, то христианство ничем особенным не отличалось бы по своему действию от всех других человеческих учений и религий.

Вся вековечная, божественно-небесная сущность дела Христова в том именно и заключается, что христианство с первых дней своего бытия вошло в мир, как новая жизнь, новое рождение, «новая тварь», новое человечество, родоначальником которого стал «новый Адам» — Христос Иисус.

«Дам вам сердце новое и дух новый дам вам, — сказал Господь устами пророка Своего, — и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой» (Иезек. 36. 26—27).

Это-то «новое сердце» и этот «новый дух» и дал человечеству «Сын Человеческий».

Влияние «духа» Христова, силы Христовой, жизни Христовой от первых дней явления Его в мир на всем протяжении истории человечества так неизмеримо глубоко, что оно не поддается никакому учету и детальному выяснению.

То новое мировоззрение, те цовые понятия, новые идеи, новые мысли и чувства, новые желания и стремления, которые Спаситель мира внес в мир, они и поныне для огромного большинства человечества так же естественны, так глубоко врождены и не обращают нашего внимания, как свет солнца, как воздух, которыми мы живем и дышим.

Двадцать с лишним веков назад над Вифлеемом засияла яркая звезда, возвестившая миру рождение в яслях «Солнца Правды», озарившего мир, «лежавший во тьме и сени смертной», чудным, не ведомым ему светом и согревшего оледеневшие сердца, дивным теплом новой жизни, жизни во Христе Иисусе Господи нашем. И не померкнет этот небесный свет, не иссякнет это живительное тепло этого вечного «Солнца Правды» и тогда, когда видимое «солнце померкнет и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные подвижутся» (Матв. 24, 29). Оно будет озарять всех «благословенных» и избранных в царстве Отца небесного, всех познавших и возлюбивших «ту новую жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (I Иоан. I, 2).

АРХИЕПИСКОП ФИЛИПП

Система Orphus