ПИСЬМО ЮГОСЛАВСКОГО ПРОТОИЕРЕЯ ЕВСТАФИЯ КАРАМАТИЕВИЧА, ЧЛЕНА ПРЕЗИДИУМА АНТИФАШИСТСКОГО ВЕЧА НАРОДНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЮГОСЛАВИИ НА ИМЯ ПАТРИАРШЕГО МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЯ

Редакция «Журнала Московской Патриархии» приводит ниже дословно письмо югославского священника-партизана, о котором один из активных деятелей антифашистского веча Народного Освобождения Югославии Велько Корач сообщает следующее:

ПРОТОИЕРЕЙ ЕВСТАФИЙ КАРАМАТИЕВИЧ

Между выдающимися людьми народно-освободительной борьбы Югославия видное и почетное место занимает светлая личность народного священника Евстафия Караматиевича. Он уже несколько десятилетий находится на истинной службе народу, а с самого начала народно-освободительной борьбы не только участвует лично, но отдал ей и целую свою семью.

Рожден в священнической семье от отца Иована и матери Риеты из известной семьи Комарчича 30 ноября 1883 года в городе Новая Вароги, Новобазарского санджака (старый Рас, — область, в которой родилось старое сербское государство). Священствует с 1907 года. В священнической иерархии становится членом епархиального административного комитета ДАБРО-БОСАНСКОЙ митрополии.

Еще во время турецкого владычества активно боролся за национальную свободу и как государственный преступник арестован и осужден турецкими властями на вечное изгнание из Европейской Турции. В первой мировой войне участвует как полковой священник в Сербской армии на Салопинском фронте. В дни свободы Югославии выдвигается на пост культурно-просветительной, религиозной и публицистической деятельности. Опубликовал ряд исторических материалов, относящихся к истории Сербии, как, например, «Описание церквей» края, известного под именем Старый Влах, исчерпывающую монографию о монастыре св. Саввы в селе Милешево, исследование об иконографских школах в селениях Тоци и Николяц, а затем ряд статей о переписке князей Рашковичей с графом Румянцевым, князем) Потемкиным и императрицей Екатериной II.

Когда в 1941 году народ оказался под фашистским игом, протоиерей Караматиевич присоединился тотчас же к начавшейся борьбе. В кровавой трехлетней освободительной войне потерял двух братьев от руки усташей, дочь Каю, которая погибла на реке Сутеске от немцев, дочь Наталию, погибшую в борьбе с четниками Дражи Михайловича. От бомбардировки погибла его супруга Ефимия, известная общественная деятельница, дочь Зорица с двумя внуками.

В начале народно-освободительной борьбы был вероисповедным референтом 3-й Санджакской бригады, а потом вероисповедным референтом 37-й Санджакской дивизии.

При формировании Антифашистского Веча Югославии в ноябре 1942 года он был выбран в члены этого Веча, а затем, после освобождения части Санджака (1943 г.), — в члены Антифашистского Веча Санджака и в члены Исполнительного комитета этого Веча.

На 2-м заседании Антифашистского Веча Югославии был выбран в члены Президиума Веча.

Ни тяжелые испытания, выдержанные с первых дней Народно-освободительной войны, ни потеря почти всей семьи не сломили его силы и упорства. Его вера в победу была непоколебима. Когда в город Польпе прибыла советская делегация, старый протоиерей Караматиевич встретил ее со слезами на глазах, произнося библейские слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко!». Сквозь его слезы радости говорили поколения нашего народа, которые непоколебимо веровали в. великую историческую миссию России, в Славянство.

Будучи призван на этих днях на новую службу между нашими ранеными воинами и беженцами на Ближнем Востоке, протоиерей Караматиевич без колебания принял новое назначение, готовый, как всегда, отдать все свои силы во имя скорейшей победы над ненавистным общим неприятелем и за свободу своего народа.

ВЕЛЬКО КОРАЧ

Бело Поле

4 июня 1944.

Санджак.

ПАТРИАРШЕМУ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЮ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МИТРОПОЛИТУ АЛЕКСИЮ

г. Москва.

Сын сатаны Гитлер покрыл нашу Югославию неизмерным злом и бесчисленными злодеяниями. Нашу Святую Православную Сербскую Церковь подверг неслыханным гонениям и страданиям.

Павелич, приспешник Гитлера, провозглашен главой Хорватской державы. Он начал плановое истребление нашего православного населения. Его намерением было одну часть сербского населения уничтожить физически, а другую, напуганную террором, обратить в католицизм. Убивали взрослых, детей, мужчин и женщин.

Убивали особенно сербских священников и епископов, как, например, митрополита Дабро-Босанского Петра, митрополита Баньи Луки Платона, митрополита Загрейокого Досифея. Осквернялись и сжигались православные церкви; величественный храмов городе Бихач срыт до тла и на его месте построен парк; церковная утварь расхищена; замолкли колокола наших церквей.

Вопреки господству огня и меча, только малая часть малодушных людей оставила свою веру и ради спасения своих, жизней перешла в католицизм. Но это им не помогло, они были убиты за то, что они сербы.

Наш народ поднял восстание и с оружием в руках, которое он отнял от неприятеля, повел святую освободительную борьбу и ведет ее вот уже три года не на жизнь, а на смерть. Но нашлись и народные изменники, которые продали себя и вступили на службу к завоевателю.

Генерал Юдин открыто встал на сторону оккупантов. Он, по приказу оккупантов организовал свое правительство и свои войска, которые служат неприятелю против своего народа. Наряду с Недичем, творит предательское дело и бывший военный министр генерал Дража Михайлович. Он выдает себя за сотрудника наших союзников, а на деле три года служит оккупантам, ведя вооруженную борьбу совместно с оккупантами против народа, который поднял восстание.

К этим подлым изменникам присоединилась и часть епископов и священников. Между ними по своей низости особенно выделяются митрополит Цетиньский Ионикий и епископ Браничевский Вениамин, которые и словом и делом служат оккупантам. Они предлагают народу терпение библейского Иова, неактивность в отношении оккупантов и борьбу и активность против борцов за свободу. Это те иерархи и священники, которые два последних десятилетия распространяли ложь об уничтожении православия в Советском Союзе и подготовляли нашу Святую Православную Церковь на служение самому страшному неприятелю нашего народа, всего славянства и человечества.

В это тяжелое для нашей Церкви время не слышится голос нашего патриарха Гавриила, которого немцы держат арестованным в монастыре Раковица, около Белграда, потому что он отказался сотрудничать с угнетателями нашего народа — немцами и итальянцами.

Нас, которые с самого начала народного восстания присоединились к нашему народу и делили с ним злое и доброе, оккупанты и домашние изменники подвергают поруганию и страданию. Они нас с особенным удовольствием мучают и убивают, и в этом деле особенно отличаются четники военного министра Дражи Михайловича, которые, когда захватывают нас, сначала вешают на шею колокола, садятся верхом, бьют, а потом убивают. Таких случаев было много в Черногории.

На протяжении десятилетий и веков в самые тяжелые времена агарянского ига сербы обращали свои, взоры на мать-Россию, ожидая от нее своего спасения, так как верили в ее силу и в ее Богом определенную миссию, которую она должна выполнить в Славянстве и в человечестве. Воистину вступление России в войну против современного сатаны Гитлера и его фашизма еще выше подняло эту веру.

Точно так же пасхальное приветствие почившего Святейшего Сергия, патриарха Российского, переданное через партизанское священство нашему народу, дошло до сердца народа, наших людей, где бы они ни находились. Публичное клеймо, поставленное белогвардейскому епископу Гермогену и другим священникам, которые находятся на службе оккупантов, дало огромную силу и духовную надежду на близкое воскресение нашего народа.

В дни, когда исполняется три года нашей кровавой борьбы без отдыха, без смены, когда мы подготовлялись отпраздновать величайший наш народный праздник, 13 июня,— праздник всеобщего народного восстания — с земли древней Рашки, колыбели нашего государства, наши молитвы и мысли направляются к Вашему Высокопреосвященству и к непобедимой Красной Армии с горячей просьбой, чтобы Вы в Ваших святых молитвах выступили посредником перед престолом Всевышнего и за нашу многострадальную Сербскую Церковь.

Как наши воины при нападении на мерзкого неприятеля и домашних предателей восклицают: «Да здравствует богоданный вождь славянских народов — маршал Сталин, да здравствует наш маршал Тито», так и мы, партизанские священники, в своих молитвах просим Всевышнего послать долголетие Вашему Высокопреосвященству, послать победу оружию Матери славян и остальных союзников.

Оккупанты расхитили наши церкви и монастыри; наши храмы они превратили в склады оружия, боеприпасов и в конюшни, а святые одежды употребляли как подстилку или их совсем уничтожали.

В связи с вышесказанным я пользуюсь древним традиционным обычаем и обращаюсь к Вашему Высокопреосвященству, иерарху самой святой и многолюдной Православной Церкви, с просьбой при нашем оскудении в священных одеждах (ризах), в святых книгах и святой утвари по мере Вашей возможности помочь нам.

Этот высокий Дар был бы в нашей отечественной войне высшей наградой нашим священникам, которые находятся в составе оперативных частей на страх врагам, на славу и честь верующих, которые борются в рядах нашей Народно-освободительной армии.

Прошу Вашего Святительского благословения и целую святую десницу Вашу.

ПРОТОИЕРЕЙ ЕВСТАФИЙ КАРАМАТИЕВИЧ,

ЧЛЕН ПРЕЗИДИУМА АНТИФАШИСТСКОГО ВЕЧА

НАРОДНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЮГОСЛАВИИ

Июля 1944 г.

Бело Поле на реке Лим.

ПРОТОИЕРЕЮ ЕВСТАФИЮ КАРАМАТИЕВИЧУ, ЧЛЕНУ ПРЕЗИДИУМА АНТИФАШИСТСКОГО ВЕЧА НАРОДНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЮГОСЛАВИИ

ВСЕЧЕСТНЕЙШИЙ ОТЕЦ ПРОТОИЕРЕЙ!

Ваше письмо мною получено. Проникнутое горячей любовью к вашей славной, героической Родине, которая, можно сказать, вся горит в кровавой борьбе против жестоких оккупантов и против изменников православной вере и Родине, оно, это письмо, является стоном души, наболевшей от тех бесчисленных бедствий, которые обрушились на сербский народ и на Православную Церковь сербскую, и с которыми вот уже три года борются все честные и верные патриоты вашего Отечества.

Вместе с вами русская Церковь скорбит о том, что нашлись среди вашего народа изменники вере и Отечеству, что даже среди сербских Епископов оказались такие, которые и словом и делом пошли на службу фашистским оккупантам, что ваш доблестный Патриарх Гавриил страдает за свою верность родине и народу и за то, что он не пошел на изменническое сотрудничество с врагами и угнетателями вашего народа.

Нам приятно слышать, с какой любовью, с какой надеждой, с какой верой в ее силу вы обращаете взоры свои на нашу Родину, на великую мать-Россию, видя в ней оплот всего славянства.

Будьте уверены в том, что ваша вера в силу и мощь русского оружия не будет посрамлена. Вы видите, с каким небывалым в истории мировых войн успехом наша Красная Армия гонит врага от своих пределов. Промыслительная сила Божия руками русского воина явно, на весь мир, посрамляет фашистскую неправду и благословляет то великое и правое дело, за которое боремся мы и наши союзники, и все свободолюбивые народы, за которое подняли священное знамя восстания и вы, доблестные воины-партизаны, в борьбе «не на живот а на смерть» как с внешним врагом, так и с домашними предателями

Мы видим и радостно приветствуем то, что вы, лучшие сыны славной Сербии, храните нерушимо великий дух вашего народа, а он, этот дух, возрос в единстве веры и Церкви Православной; и безумен тот, кто надеется повернуть народ ваш на путь католичества.

Сохраните это духовное сокровище ваше, и вы пройдете невредимо среди всяких испытаний, вы светом будете сиять среди тьмы, и ваше будущее будет славно.

Наш покойный Святейший Патриарх Сергий в своем пасхальном обращении к христианам в Югославии и в других странах писал: «Неужели замолкнет когда-нибудь орлиный клич Сербов: «Пусть Душан знает, что Сербы живы, Сербы свободны!»

Конечно, он никогда не замолкнет; порукой этому то неиссякаемое воодушевление, которым горят ваши сердца.

Прося вас передать эти мои мысли и пожелания вашим доблестным сподвижникам — партизанским священникам и соработникам вашим — храбрым воинам-партизанам, я сердечно приветствую и лично вас, достопочтенный отец протоиерей Евстафий, и с уважением. взираю на ваши долголетние патриотические подвиги.

Преклоняюсь и пред теми жертвами и лишениями, которые Господь судил вам принести на алтарь Отечества за свободу Родины. Вы потеряли в этой кровавой трехлетней освободительной войне двух дочерей, супругу и внуков, погибших от вражеских снарядов. Имена их да будут записаны в книге вечной жизни!

Вместе с вами мы молимся о свободе и славе вашего великого народа, и вместе с вами мы непоколебимо веруем в конечную победу над фашизмом, ибо во главе этой славной мировой борьбы стоит наш гениальный вождь Иосиф Виссарионович Сталин, а у вас — маршал Тито.

Да благословит Господь наше духовное единение, и да услышит Он наши общие усердные молитвы о победе над врагом — кровавым насильником и ненавистником славянства.

В знамение этого благословения Божия посылаем для вас лично и для священников партизанских отрядов св. наперсные кресты, а также прилагаемые при сем богослужебные предметы и книги.

С любовию о Христе Иисусе Господе нашем

АЛЕКСИЙ, МИТРОПОЛИТ ЛЕНИНГРАДСКИЙ И НОВГОРОДСКИЙ, ПАТРИАРШИЙ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ.

На имя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия поступил доклад от временно Управляющего Полесской епархией священника Александра Романушко.

В этом докладе о. Александр сообщает о том, что в настоящее время вследствие войны и разнообразных зверств немецких оккупантов, безжалостно сжигавших и разрушавших наши святыни, число церквей значительно уменьшилось, приблизительно на 37 % (установить точно пока не представляется возможным), а равно и число священнослужителей в связи с расстрелом некоторых из них немцами уменьшилось приблизительно на 55 %.

В этом же докладе о. Александр сообщает о своей связи и работе с партизанскими отрядами с 1942 года до 14 июля 1944 года, представив соответствующее удостоверение и высокий отзыв о своей работе от Советского командования.

Выполняя партизанскую работу, он в свое время выслал на имя в Бозе почившего Святейшего Патриарха Сергия письмо, копия которого и печатается в нашем журнале.

ПИСЬМО В МОСКОВСКУЮ ПАТРИАРХИЮ ОТ ПАРТИЗАНА

НАСТОЯТЕЛЯ МАЛО-ПЛОТНЙЦКОГО ПРИХОДА,

ЛОГИЩИНСКОГО РАЙОНА, ПИНСКОЙ ОБЛАСТИ,

СВЯЩЕННИКА АЛЕКСАНДРА РОМАНУШКО

Вот уже третий год, как проклятые сыны антихриста в лице фашистско-гитлеровских банд обливают кровью наших братьев и сестер нашу родную землю. Человеческий ум не в состоянии обнять всех тех методов варварства и. чудовищных зверств, которые применяли и применяют эти изверги для уничтожения беззащитного населения. Массовые расстрелы и отравления, сожжение живьем, средневековые пытки в подвалах — это только примитивные средства, применяемые фашистскими негодяями; об остальных мерах и говорить не приходится. Оккупируя наши земли, гитлеровцы принесли с собой лозунг свободы вероисповедания. Как, однако, это выглядит на деле, я постараюсь, хотя бы кратко, объяснить: 18 ноября 1943 г. карательный отряд в числе приблизительно 200—250 человек напал на дер. Малая Плотница, где находился я как настоятель прихода. В первую очередь подвергся обстрелу мой дом как дом священника (следы обстрела установит комиссия, если найдет это нужным). Я и мой сын, благодаря заранее полученным сведениям о нашествии варваров, скрылись. В доме оставались больная жена-матушка и прислуга. Негодяи после обстрела ворвались в мою квартиру и начали разыскивать меня; затем, не найдя меня, вошли в комнату, где я по местным условиям устроил домашнюю церковь, и окончательно уничтожили все, что там было: иконы были сорваны и разбиты, аналои опрокинуты, кресты и евангелие были разбросаны по полу, крестильный ящик и дароносица были разбиты и содержимое их, как равно и изорванные облачения, валялись в разных углах. Негодяи захватили с собой мой наперсный крест и одежду (рясы и подрясники). Войдя в спальню, где лежала больная жена, хотели ее расстрелять, но, очевидно, по воле Божией этого не совершили. Выйдя из квартиры, мерзавцы подожгли хозяйственные постройки и после этого начали жечь деревню. Одновременно убили восьмидесятисемилетнего старика (глухого); арестовали не успевших уйти трех человек, в том числе мою прислугу, которая находилась при больной жене, и увезли их с собой. По дороге выбили окна в местной церкви и обстреляли алтарь. Что касается моего домашнего имущества, то все то, что не было разграбленным, оказалось уничтоженным. Так в действительности выглядит свобода вероисповедания, каковую принесла с собой гитлеровская свора. Разрушенные или сожженные вместе с молящимися храмы, расстрелянные священники и члены их семейств — это обыкновенное явление на оккупированных землях.

Владыко Святый! Измученные жертвы германской оккупации моими устами, устами священника, просят и умоляют Вас, как высшего иерарха нашей Русской Православной Церкви, обратиться с просьбой к тем, которые возглавляют Правительство Советского Союза и Верховному Командованию нашей родной по крови доблестной Красной Армии — притти к нам с помощью и освободить нас всех от извергов и людоедов, называющих себя «освободителями и носителями нового порядка в Европе». Кровь невинно убитых наших детей, отцов, матерей, жен, братьев и сестер вопиет о мщении и мы знаем, верим и надеемся, что наша матушка Москва, наше родное сердце, наша надежда, нас не оставит.

Да здравствует наша освободительница Красная Армия во главе с ее Верховным Главнокомандованием!

Много и много лет здравия нашему дорогому Первосвятителю и всему русскому духовенству, в тяжелую Минуту второй отечественной войны пришедшим на помощь исстрадавшейся Родине.

Глубокий и сердечный привет всем русским патриотам, в тяжкую годину ставшим на защиту Родины!

Меня же, владыко святый, благословите работать в меру сил моих на пользу Родины здесь, в тылу, совместно с сынами ее, доблестными партизанами.

Прошу Ваших святительских молитв, дабы Господь укрепил меня я дабы не оскудела сила мой в работе сей.

ПО ОСВОБОЖДЕННЫМ РАЙОНАМ

I

Из Симферополя нам сообщают, что туда 27 июля сего года прибыл Московский Митрополит Николай. Весь город пришел в движение. Для встречи владыки в греческую церковь собрались в огромном количестве верующие и духовенство. При встрече протоиерей Милославов произнес краткую приветственную речь. Владыко в кратких словах благодарил за приветствие и, при пении Достойно есть, проследовал в алтарь, где преподал святительское благословение духовенству. По облачении святитель вышел на середину храма и соборне с духовенством Совершил торжественный молебен о даровании победы русскому оружию с провозглашением многолетия доблестной русской армии, сокрушающей вражью силу немцев на полях брани.

По окончании богослужения святитель долго беседовал с верующими. В своей беседе он много говорил о немецких зверствах и издевательствах над беззащитным) русским населением, о сатанинской гордости и высокомерии немецкой расы. Он призывал помочь своей Родине кто чем может быть стойкими и непоколебимыми и надеяться на помощь Божию и на гениальность вождей русского воинства. Он говорил, что война скоро завершится полной победой над вероломным врагом, посягнувшим на честь нашей Родины. Он выразил твердую уверенность, что жизнь после войны будет такая же красивая, какою она была у нас до войны. По окончании речи народ принимал благословение архипастыря и долго не хотел расходиться.

Из греческой церкви Митрополит при большом стечении народа направился к соседней церкви Благовещения, где его встретил приветственным словом настоятель протоиерей Крашановский.

Отсюда Митрополит был приглашен посетить дом настоятеля храма, где он провел время в домашней беседе с семьей настоятеля и духовенством. И пока он сидел в доме, собравшийся народ буквально запрудил всю улицу, двор и тротуары. Каждый хотел видеть в последний раз и проститься с отъезжавшим гостем. С большим трудом ему удалось дойти до машины и сесть. Он отъехал, сопровождаемый приветствиями и благими пожеланиями симферопольцев.

ПОМОЩЬ ФРОНТУ

I

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ ПАТРИАРШЕМУ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЮ, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ АЛЕКСИЮ, МИТРОПОЛИТУ ЛЕНИНГРАДСКОМУ И НОВГОРОДСКОМУ

От Преосвященного Елевферия, Епископа Ростовского и Таганрогского

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

Ростовская область освобождена была от оккупантов в феврале 1943 г., а г. Таганрог и прилегающие районы — в начале сентября того же года.

Радостно встретили ростовчане своих дорогих освободителей — бойцов Красной Армии, и тотчас же начала развертываться со стороны духовенства и церковно-православных общин патриотическая деятельность. В храмах начали возноситься горячие молитвы о даровании победы русскому оружию, о родных воинах наших, подвизающихся на полях брани; начался приток пожертвований деньгами, вещами, продуктами на оборону, на раненых, на семьи фронтовиков и проч.

С прибытием в г. Ростов-на-Дону уполномоченного Московской Патриархии о. прот. А. Смирнова (апрель 1943 г.), выступившего здесь с горячими патриотическими речами, воодушевившими как духовенство, так и верующих, волна патриотического движения широко разлилась по всей области.

К моему приезду в епархию (6 октября 1943 г.) это движение охватило даже самые отдаленные и глухие уголки нашей области. Везде раздавались патриотические призывы отцов настоятелей храмов и молитвенных домов к верующим о всесторонней помощи отечеству я доблестной Красной Армии.

В отделение Госбанка вносились собранные духовенством и верующими суммы на оборону. Несли и везли в госпитали из отдаленных хуторов в станиц собранные продукты, вещи, одежду, белье, посуду и пр. Этот поток пожертвований не истощается и до настоящего времени. Во многих местах верующие снабжают находящихся на излечении в госпиталях воинов книгами, производят стирку белья. В иных местах устраиваются концерты в госпиталях силами церковных хоров, ко дню гражданских и церковных праздников верующие организуют раздачу подарков больным и раненым воинам, готовку завтраков и обедов. Это особенно нужно отметить по городам Ростову, Шахты, Каменску и Таганрогу.

По законченному недавно подсчету, в период времени с окончания оккупации по июнь сего года пожертвования от церковных православных общин и духовенства Ростовской области на нужды, связанные о войной, выразились в общей сумме 3 160 184 руб.

Помня указания нашего великого вождя Иосифа Виссарионовича Сталина — все силы и средства употреблять на укрепление обороны Родины,— помня заботы покойного приснопамятного Святейшего Патриарха Сергия и Ваши, Ваше Высокопреосвященство, горячие призывы, духовенство и верующие Ростовской на Дону епархии продолжают свою патриотическую работу и сбор средств на нужды обороны отечества, воодушевляясь блестящими победами нашей героической Красной Армии над фашистским зверьем.

На настоящей докладной записке Епископа Елевферия последовала следующая резолюция Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Алексия:

«Честь и слава духовенству и общинам Ростовской области за их патриотическую работу».

Редакция «Журнала Московской Патриархии», печатая докладную записку Епископа Елевферия с резолюцией на ней Патриаршего Местоблюстителя, выражает желание, чтобы и все прочие епархии присылали в Патриархию подобные сообщения с мест для отражения их на страницах нашего журнала.

II

Архиепископ Ставропольский и Пятигорский Антоний пишет, что на нужды, связанные с войной, внесено в отделение Госбанка с марта 1943 г. по июнь 1944 г. 2 157 268 руб.

III

Воодушевленные замечательными победами Красной Армии на фронтах Отечественной войны, верующие и приходский совет Покровского Кафедрального собора г. Куйбышева с января по июнь 1944 г. внесли на нужды обороны страны 2179 500 руб.

IV

Благочинный Заветнинского района Ростовской-на-Дону области протоиерей М. Молчанов сообщает, что, начиная с 1943 г. по 15 июня 1942 г., верующими внесено в Госбанк на оборону Родины — на постройку танковой колонны имени Димитрия Донского 62 843 руб. Лично протоиереем Молчановым внесено 25 150 руб.

За тот же период собрано в подарок бойцам Красной Армии вещей и продуктов на сумму 42 223 руб., а всего собрано по Заветнинскому благочинию на сумму 130 216 руб.

Эти пожертвования можно уподобить «лепте вдовицы,— пишет протоиерей Молчанов,— но, принимая во внимание, что жители пострадали от владычества немцев, которые разграбили и уничтожили домашнее и колхозное имущество, инвентарь, угнали скот, нас утешает, что и наша малая капля влилась в общую многоводную реку всенародной помощи нашей Родине».

Система Orphus