(По поводу великих успехов Красной Армии и наших союзников)
«Если бы не Господь был с нами,— да скажет Израиль,— если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых поглотили бы они нас, когда возгорелась ярость их на нас». (Пс. 123).
Так скажем и мы, глубоко веря, что историческими, судьбами народов управляет промысл Божий.
Гитлеровские полчища напали на нас, кощунственно провозгласив своим дивизом: «С нами Бог», и в то же время закапывая живыми в землю или сжигая тысячи женщин, детей и стариков. Они с чисто дьявольской жестокостью истребляли миллионы мирных жителей, разрушали наши великие святыни, города и села. Мог ли Господь оставить их безнаказанными?
Свой разбой и грабеж Гитлер начал, якобы, во имя освобождения нас и Церкви нашей от большевиков.
Мы его об этом не просили и в этом не нуждались. Ниспровергнув власть царя, помещиков и капиталистов, народы СССР в результате колоссального мирного товарищеского труда создали новый мир на небывалых в истории основаниях социальной правды и всеобщего равенства. Нам нужен был только мир и свобода труда. И без новоявленных «крестоносцев» мы нашли бы путь к высшей, Христовой правде.
Удивительное условие поставил нам Господь Иисус Христос: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное». Детская чистота сердца, простота, доверчивость, отсутствие гордости и самомнения необходимы для того, чтобы воспринять и исполнить закон Христов. Между маленькими детьми, еще не развращенными примером взрослых, не существует никаких перегородок. Дети русских и евреев, узбеков и киргизов, французов, арабов и негров играют вместе и любят друг друга, не видя никакой разницы между собой.
Злые, гнусные перегородки воздвигнуты были при царизме между национальностями и классами. Для угнетателей «сарт», «киргиз» и всякий «инородец» был низшим существом. Рабочих, мастеровых, прислугу и «мужиков» называли простонародьем, чернью, и «господа» резко отмежевывались от них.
Ядом антихристианской гордости и чванства было пропитано почти все так называемое «высшее общество», а «простой народ» это озлобляло. Эти антихристовы национальные и классовые преграды не давали места христианской любви и братству. Но, несмотря ни на какие преграды, эта любовь то теплилась, то ярко горела в сердцах тех, кто ненавидел неправду. А в чистых сердцах, в которых крестом Христовым была разрушена основная преграда между Богом и людьми, и совсем не было места этим вторичным, меньшим преградам.
Наш народ, чуткий к социальным неправдам, в великой и тяжелой двадцатишестилетней борьбе за разрушение национальных и классовых привилегий явил смущенному и изумленному миру, какие огромные силы ума и духа таятся в «простом народе». Перед русским рабочим, крестьянином, воином Красной Армии, построившими первое в истории совершенное государство и несущими всему миру освобождение от гитлеровских сил ада, уже преклонился с глубоким уважением весь мир. Никто не смеет более издеваться над «инородцами», ибо освобожденные узбеки, казахи, азербайджанцы, получив доступ к высшему образованию и управлению государством, уже показали все богатство своих духовных сил на поприще науки, политической деятельности, искусства, поэзии и музыки, проявили беспримерную отвагу и геройство в защите своей социалистической Родины. А мы в отношениях наших к этим народам приблизились как к чистым душою детям.
Как бесконечно далеко это от нацистско-фашистского презрения ко всем народам, столь угодного сатане!
Велики во всех отношениях достижения советских народов за двадцать шесть лет. Но самое важное это то, что разрушены все преграды к товарищескому труду, и это товарищеское единение многих миллионов людей и отдельных народов, входящих в состав СССР, впервые достигнутое в истории человечества, имеет огромное нравственное значение; ибо искреннее и глубокое товарищество в труде и жизни приближает людей к великому христианскому идеалу братства и любви.
«Наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала,— о том помышляйте» (Филип. I, 3).
И все лучшие представители человечества, все алчущие и жаждующие правды размышляют теперь о великой социальной правде, осуществленной в советском государстве, всеобщем равноправии и уничтожении национальных и классовых перегородок, изумляются доблести нашей Красной Армии. Они глубоко задумываются над тем, что, по-видимому, только всемирное товарищество в труде и жизни может избавить человечество от страшного позора и безмерных бедствий мировых войн, от гитлеровских и иных грядущих сил ада.
Только те, кому чуждо все, что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что добродетель и похвала, только враги человечества могут сочувственно помышлять о фашизме и ожидать от Гитлера свободы Церкви.
Гитлер, часто повторяющий ими Божие, изображающий с великим кощунством крест на танках и самолетах, с которых расстреливают беженцев, должен быть назван антихристом.
Богу нужны сердца людей, а не показное благочестие. Сердца нацистов и их приспешников смердят пред Ним дьявольской злобой и человеконенавистничеством, а из горящих сердец воинов Красной Армии возносится фимиам беззаветной любви к Родине и сострадания к" замученным немцами братьям, сестрам и детям.
Вот почему Бог помогает Красной Армии и ее славным союзникам, карая выступивших, якобы, во имя Его гитлеровцев.
ЛУКА, АРХИЕПИСКОП ТАМБОВСКИЙ