ПАТРИАРХИ МОСКОВСКИЕ

1589—1944 гг.

Первым патриархом Московским был патриарх Иов, в мире Иоанн. Родился он во второй четверти XVI века в городе Старице. Отроком Иоанн для обучения грамоте отдан был отцом в Старицкий Успенский монастырь к архимандриту Герману, впоследствии митрополиту Казанскому, преемнику Гурия. Когда Иоанн достиг зрелого возраста, отец пожелал женить его, выбрал ему невесту, и уже был назначен воскресный день для бракосочетания. Иоанн отпросился в этот день у отца к обедне в монастырь, чтобы получить благословение на брак от своего учителя. По окончании обедни Иоанн неотступно умолял Германа немедленно постричь его в монашество. Герман исполнил просьбу своего любимца. Иоанн был пострижен в монашество около 1553 г. и наречен Иовом. Более пятнадцати лет. Иов провел в Старицком монастыре сначала в числе монастырской братии, а потом в сане архимандрита. Современники чтили Иова за его добродетельную жизнь и необыкновенные способности. Иов отличался исключительной памятью. Все церковные чтения из священного писания он совершал напамять; напамять же читал молитвы в Троицын день и при освящении воды. При этом Иов обладал красивым голосом, красноречием и прекрасной наружностью: «и во дни его не обретеся человек подобен ему ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом». Царь Иоанн Грозный и боярин Борис Годунов полюбили Старицкого архимандрита Иова, и Иов был переведен в Москву архимандритом сначала Симонова, а потом Новоспасского монастыря. В 1571 и в 1572 гг. Грозный посетил Новгород и оба раза брал с собою архимандрита Иова. 16 апреля 1581 г. Московский митрополит Дионисий рукоположил Иова во епископа Коломенского. 9 января 1586 г. Иов был возведен тем же митрополитом Дионисием в сан архиепископа Ростовского. Вспоминая об этом периоде своей жизни, Иов в своей духовной грамоте отмечает, что он пользовался особенным расположением Бориса Годунова: «Егда бех на Коломенской епископии и на Ростовской архиепископии не могу по достоянию изрещи его [Бориса] превеликие милости к себе, смиренному». 11 декабря 1587 г. Иов собором архиепископов и епископов был поставлен на Московскую митрополию. По смерти царя Феодора Иоанновича митрополит Иов энергично выступал в пользу избрания Бориса Годунова в русские цари.

23 января 1589 г. митрополит Московский Иов был избран патриархом Московским! и всея Руси, а 26 января хиротонисан патриархом Константинопольским Иеремией и собором русских архиереев. Когда появился самозванец Лжедимитрий I, Иов твердо выступил против него: он рассылал грамоты, убеждая не верить «расстриге» Гришке Отрепьеву, предал его анафеме и призывал верно служить царю Борису, а после его смерти—сыну Бориса Феодору. Когда самозванец овладел Москвой, Иов был в 1605 г. лишен патриаршества. Во время совершения им литургии в Успенском соборе в собор ворвалась вооруженная толпа, сорвала с Иова облачение, одела его в черную монашескую рясу и отвезла в Старицкий монастырь.

В 1607 г. по требованию царя Василия Шуйского Иов приезжал в Москву «разрешить клятвопреступление народа русского», изменившего законному царю Борису. Дав это разрешение, он, возвратился в Старицкий монастырь, где и скончался в 1607 г. В 1652 г. по указу царя Алексея Михайловича останки патриарха Иова были перевезены в Москву в Успенский собор.

23 июня 1605 г. Лжедимитрий передал престол Московского патриарха Игнатию, епископу Рязанскому, первому архиерею, признавшему самозванца царем. Игнатий был родом грек, воспитывался в Риме и был у себя на родине епископом Кипрским. После свержения Лжедимитрия Игнатий бежал в Литву и там принял унию.

Вторым Московским патриархом был святитель Гермоген. История патриаршества Гермогена затмила его личную биографию, и до сих пор остается неизвестным, кто он был и откуда происходил. Говорят, что мирское имя его было Ермолай, что родился он в Казани, имел родственников среди казанского духовенства и сам долго священствовал в Казани в храме св. Николая, что на Гостином дворе. В 1579 г. казанский святитель Иеремия благословил священнику храма на Гостином дворе «взять от земли» новоявленную икону Казанской Божией Матери и внести в храм, а потом ему же поручено было отвезти в Москву составленное им сказание о явлении иконы и первый список с нее. При царе Феодоре Иоанновиче в 1587 г., приехав в Москву, был пострижен в Чудовом монастыре с именем Гермогена. Возвратившись в Казань, Гермоген был поставлен архимандритом Казанского Спасо-Преображенского монастыря. В 1589 г., при учреждении в Москве патриаршества, Казанская архиепископия была возведена на степень митрополии, и первым митрополитом Казанским и Астраханским поставлен был архимандрит Гермоген, хиротонисанный патриархом Иовом. Митрополит Казанский Гермоген семнадцать лет трудился на пользу Церкви православной во всем Поволжье. Лжедимитрий, учредив в Москве Сенат, назначил в число сенаторов Казанского митрополита Гермюгена, но когда Гермоген мужественно и твердо восстал против намерения самозванца жениться на польке Марине Мнишек без принятия ею православия и впустить в Москву католиков, самозванец отправил его в заточение в Казань. Позже, 6 июля 1606 г. при царе Василии Ивановиче Шуйском Гермоген был возведен на патриарший престол. Посвящение совершено было в Успенском соборе собором русских архиереев во главе с Новгородским митрополитом Исидором. В том же году начались волнения и мятежи в связи с появлением второго самозванца. 29 и 30 ноября 1606 г. патриарх разослал по всей стране грамоты с призывом крепко стоять за отечество и веру православную. Еще энергичнее патриарх выступил против Тушинского стана, где собрались вместе враги России — поляки и русские изменники, а также и против польского короля Сигизмунда III и его сына Владислава. Патриарх отказался подписать решение бояр предаться на волю Короля даже без обязательства со стороны Владислава предварительно принять православие, и их решение осталось безрезультатным. В конце 1610 г. патриарх писал грамоты, призывая русских людей в городах и селах ополчаться против врагов и выручать Москву, окруженную врагами и изменниками. В начале 1611 г. гонцы с подорожными от патриарха и с призывными его грамотами скакали по всем русским областям. Когда, к Москве стали подходить освободители, враги и изменники потребовали от патриарха, чтобы он приказал им разойтись по домам. Гермоген отказался. Его подвергли тяжелому заключению в подземельях Чудова монастыря, но он оставался непоколебимым и продолжал вызывать земские ополчения. Ополчения, в том числе особенно сильное Нижегородское с Мининым и Пожарским во главе, подошли к Москве. На новое требование врагов предложить ополчению вернуться в свои места Гермоген ответил: «Да будет над теми, кто идет на очищение Московского государства, милость от Господа Бога, а от нашего смирения благословение, а на окаянных изменников да излиется гнев от Бога, а от нашего смирения да будут прокляты они в сем веке и в будущем». Тяжесть заключения патриарха была еще усилена и он умер от голода. Скончался святейший патриарх Гермоген 17 февраля 1612 г.

После патриарха Гермогена Московской патриархией управлял Казанский митрополит Ефрем, а после его кончины в 1614 г. Крутицкий митрополит Иона. В 1619 г. на Московский патриарший престол вступил третий патриарх Московский и всея Руси Филарет.

Патриарх Филарет, в мире Феодор Никитич Романов, родился между 1554 и 1560 г. и принадлежал к знатному боярскому роду, родственному царскому дому. Он получил хорошее по тому времени образование, изучил латинский язык, любил книга и веселье, был красив и приветлив и пользовался широкой популярностью. Женившись на бедной костромской дворянке Ксении Ивановне Шестовой, он имел пять сыновей и одну дочь. С 1586 г. начинается его боярская служба сперва наместником Нижегородским, потом Псковским, а затем по дипломатическим поручениям. По смерти царя Феодора Иоанновича народ прочил Феодора Никитича Романова в преемники ему. Подозрительный царь Борис Годунов в 1601 г. постриг Феодора Никитича Романова в монашество с наречением ему имени Филарета и сослал в Антониев Сийский монастырь. 30 июня 1605 г. Лжедимитрий возвел Филарета на митрополию Ростовскую. В 1609 г. тушинский вор назначил Филарета патриархом всея Руси, и от имени «нареченного патриарха» рассылались грамоты.

В составе боярского посольства к польскому королю Сигизмунду Филарет отправился в Польшу и был там в плену до 1619 г. 1 июня 1619 г. Филарет, при размене пленных, был обменен на польского полковника Струся. 14 июня Филарет торжественно въехал в Москву, встреченный сыном, царем Михаилом Феодоровичем. Собор архиереев предложил Филарету патриаршество, и 24 июня Филарет был посвящен в патриарха Московского и всея Руси. Как отец царя, Филарет пользовался царским титулом «великого государя» и участвовал в управлении государством (двоевластие). Свой быт и свое управление Филарет устроил по образцу царскому, при нем состояли патриаршие дворяне, патриаршие приказы и т. п. Филарет энергично боролся за чистоту православной веры и жизни. При нем усилилось книгопечатание, были заведены школы. Он устроил Греко-латинское училище в Чудовом монастыре, и много заботился об исправлении книг. Одновременно Филарет руководил дипломатическими сношениями и составил шифр («тайнопись») для дипломатических бумаг. При Филарете возобновились сношения Москвы с восточными патриархами и в Москву стали приезжать от них многочисленные делегаты за «милостыней». Скончался патриарх Филарет 1 октября 1633 г. в глубокой старости, в возрасте около восьмидесяти лет.

Четвертым патриархом Московским и всея Руси был Иоасаф I. Он происходил из «детей боярских». Монашество принял в Соловецком монастыре. С 1621 г. состоял архимандритом Псково-Печерского монастыря, с 1 января 1627 г.— архиепископом Псковским. До патриаршества он оставался на этом посту. В Пскове Иоасаф выступил на защиту прав города против притязаний немецких торговцев, и за это патриарх лишил Иоасафа «благословения и службы»/ Кротость и смирение архиепископа Иоасафа побудили патриарха Филарета избрать его своим преемником на патриаршем престоле. 6 февраля 1634 г. Иоасаф был посвящен в патриархи и вполне оправдал ожидания Филарета: он был «к царю недерзновенен». Став патриархом, Иоасаф тщательно следил за чистотой жизни духовенства и за порядком в служении. В 1636 г. он издал «Память» поповским старостам о прекращении разных нестроений при богослужении и в жизни, а потом «Лествицу властям» для прекращения споров о местах между архиереями и архимандритами. Еще в начале патриаршества Иоасаф жестоко наказал Суздальского архиепископа Иосифа Курцевича, киевлянина, за недостойное поведение. При патриархе Иоасафе было напечатано двадцать три названия богослужебных книг. Скончался патриарх Иоасаф 28 ноября 1640 г.

Пятым патриархом Московским и всея Руси был Иосиф, посвященный в патриархи 27 марта 1642 г. Родом он был владимироградец, из архимандритов Симонова монастыря. Вступив на патриарший престол, Иосиф издал обширное «Поучение» русским священнослужителям. При Иосифе происходили прения о вере с пастором датского принца Вольдемара. В 1646 г. им был разослан «Наказ» по поводу нестроений в русской жизни. При Иосифе напечатано было тридцать восемь названий богослужебных книг, и в пять из них внесены были раскольнические мнения о двоеперстии, сугубой аллилуия и др. При нем же основано Ртищевекое училище и вызваны в Москву киевские ученые, насадившие в Москве школьное образование. При Иосифе был послан на Восток Арсений Суханов для сличения веры, привезший оттуда много книжных сокровищ. Вопреки воле Иосифа, при нем было уничтожено «многогласие» при совершении богослужения. Патриарх Иосиф, обременявший поборами священников патриаршей области, оставил после себя большие богатства. При Иосифе издано «Уложение» царя Алексея Михайловича в 1649 г., а года через два учрежден Монастырский приказ, что подорвало высокое положение патриарха в Московском государстве. Иосиф сидел в думе царской, слушал всяческие проекты и молчал. Скончался он 15 апреля 1652 г.

Шестым патриархом Московским и всея Руси был Никон, в мире Никита, сын крестьянина села Вельдеманова ныне Горьковской области. Никита родился в 1605 г. и в детстве тайно ушел в Желтоводский Макарьевский монастырь. Возвращенный отцом, Никита священствовал в Москве. Потеряв трех детей, Никита уговорил жену постричься и сам тридцати лет от роду принял монашество с именем Никона в Анзерском Скиту в Соловецком монастыре. В 1643 г. он был поставлен в игумены в Кожеозерском монастыре. В 1646 г. прибыл в Москву, понравился царю и был назначен архимандритом Московского Новоспасского монастыря. В 1648 г. Никон был возведен в сан митрополита Новгородского. В 1652 г., по царскому желанию, Никон был избран патриархом Московским. Когда Никон отказывался от столь высокой чести, царь с боярами и народом, прибыв в Успенский собор, поклонился Никону в ноги и умолил его принять патриаршество. Шесть лет Никон правил Русскою Церковью, крепко и круто стоял он на страже патриаршей власти, церковного порядка и благочиния, просвещения и благолепия. Как «особенному другу» царь Алексей Михайлович предложил Никону именоваться «великим государем». Значение патриаршей власти в государстве при Никоне поднялось на небывалую и исключительную высоту. Властолюбие и погубило Никона. 10 июля 1658 г. царь прислал сказать Никону, чтобы впредь он не именовался «великим государем». В тот же день Никон сложил с себя патриаршую власть, через три дня докинул Москву и поселился в Воскресенском монастыре в Новом Иерусалиме. В феврале 1660 г. собор архиереев в Москве решил избрать нового патриарха, а Никона лишить чести, архиерейства и священства. Царь затруднился утвердить это решение. Дело было передано на суд вселенским патриархам и затянулось. 2 ноября 1666 г. патриархи Александрийский Паисий и Антиохийский Макарий приехали в Москву и открыли суд над Никоном. 13 декабря 1666 г. Никон, лишенный святительского сана, сослан был в Ферапонтов Белозерский монастырь. По смерти Алексея Михайловича против Никона поднялись все враги его. Никон был переведен в тяжелое заключение в Кирилло-Белозерский монастырь, где он прожил с июня 1676 г. до августа 1681 г. Царь Феодор Алексеевич приказал возвратить Никона в Воскресенский монастырь, но на пути в Ярославле 17 августа 1681 г. Никон скончался, не получив разрешительной грамоты восточных патриархов, которая опоздала и уже не застала Никона в живых.

Во время удаления Никона от патриаршества Русскою Церковью правил митрополит Крутицкий Питирим.

Седьмым патриархом Московским был Иоасаф II, новоторжец по происхождению. С 1654 г. он был архимандритом Рождественского монастыря во Владимире, а с 25 апреля 1656 г. архимандритом Троице-Сергиева монастыря. Под соборными осуждениями патриарха Никона в 1660 г. и 1666 г. имеются его подписи. На соборе 1667 г. 30 января Иоасаф избран, а 10 февраля возведен на патриарший престол. При нем собор 1667 г. осудил противников книжного и обрядового исправления. Скончался патриарх Иоасаф 17 февраля 1672 г.

Восьмым патриархом Московским был Питирим. При патриархе Никоне он был митрополитом Крутицким и заместил его, действуя совершенно самостоятельно, без сношений с Никоном, как настоящий патриарх. В июне 1672 г., по смерти Иоасафа II, Питирим был избран патриархом. Скончался патриарх Питирим в апреле 1673 г.

Девятым патриархом Московским был Иоаким. Он родился в 1620 г. и происходил из рода московских дворян Савеловых. На тридцать пятом году от рождения он принял монашество в Киевском Межигорском монастыре. В 1657 г. Иоаким был в Иверском монастыре, где начал учиться грамоте. В 1664 г. стал архимандритом Чудова монастыря. 22 декабря 1673 г. он возведен в сан митрополита Новгородского. 26 июля 1674 г. Иоаким стал патриархом Московским. В 1686 г., по ходатайству Иоакима, патриарх Константинопольский утвердил присоединение Юго-Западной России к Московской Патриархии. Он много содействовал уничтожению местничества в 1682 г. Патриарх Иоаким заводил школы, богадельни, дома для нищих при церквах. Скончался патриарх Иоаким 17 марта 1690 г.

Десятым патриархом Московским был Адриан. Он родился 2 октября 1627 г. носил в миру имя Андрей. В 1678 г. стал архимандритом Чудова монастыря и стремился поддерживать там строгую монашескую жизнь: по понедельникам, средам и пятницам запретил даже открывать монастырские ворота. 21 марта 1686 г. был возведен в сан митрополита Казанского, а 24 августа 1690 г.— патриарха Московского, благодаря благоволению царицы Наталии Кирилловны, матери Петра I. Петр прислушивался к мерам Адриана по водворению порядка в церковной области. Патриарх Адриан держался самостоятельно перед царем, даже выступал против брадобрития и допустил группировки церковников, недовольных реформами светской власти. При нем велись евхаристические споры братьев Лихудов и Сильвестра Медведева, кончившиеся, как полагал и патриарх, в пользу Лихудов. Скончался патриарх Адриан 15 октября 1700 г.

Царь Петр после кончины патриарха Адриана не назначил выборов нового патриарха. Исполнять патриаршие обязанности он поручил не митрополиту Крутицкому, а митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому и присвоил ему звание «Местоблюститель патриаршего престола». Местоблюстительство продолжалось до 1718 г., когда Петр ввел коллегиальное управление Русскою Православною Церковью взамен единоличного патриаршего. «Духовный регламент» положил основу новому церковному управлению учреждением Святейшего Правительствующего Синода.

Последующие патриархи Московские были избраны уже в наши дни, в XX веке.

Одиннадцатым патриархом Московским был Тихон, в мире Василий Белавин, псковитянин по происхождению. Окончив в 1888 г. С.-Петербургскую духовную академию, Василий Белавин принял монашество с именем Тихона, прошел все ступени тогдашней службы ученого монаха — от ректорства в духовных семинариях до митрополии Московской. На соборе 1917 г. был избран патриархом. При патриархе Тихоне в церковных кругах возродились традиции адриановского вмешательства духовенства в дела государственные,— группировкой против Советской власти, но патриарх Тихон впоследствии осудил и не поддержал их, а преемник его окончательно погасил их. Патриарх Тихон скончался в праздник Благовещения в 1925 г. и погребен в Донском монастыре.

Двенадцатым патриархом Московским был Сергий, в мире Иван Николаевич Страгородский, нижегородец по происхождению. Родился 11 января 1867 г. Высшее богословское образование получил в С.-Петербургской духовной академии, окончив ее в 1890 г. 8 сентября 1943 г. был избран собором епископов, а 12 сентября поставлен патриархом Московским и всея Руси. Скончался патриарх Сергий 15 мая 1944 г., погребен в Кафедральном Богоявленском соборе в Никольском приделе.

По духовному завещанию Святейшего патриарха Сергия и в силу своего старшинства среди епископата Русской Церкви Местоблюстителем патриаршего престола поставлен митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий Симанский.

ПР. Г-ИЙ

Система Orphus