БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ СМИРЕННЫЙ СЕРГИЙ ПРЕОСВЯЩЕННЫМ АРХИПАСТЫРЯМ, ПАСТЫРЯМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ СВЯТОЙ НАШЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святого Духа да умножится

В рождественскую ночь ангел Господень явился вифлеемским пастухам и возвестил им «радость велию» для всего человечества: сегодня в Вифлееме родился всем вам Спаситель — Христос Господь. Идите в Вифлеем и сами будете очевидцами этого события. Но ищите новорожденного младенца Христа не в царских палатах, не в дворцах у богачей, даже не в жилых помещениях. Для Пречистой Девы-Матери Господа с Ее Божественным Младенцем не оказалось «места во обители». Им пришлось приютиться в убогом вертепе, куда на ночь загонялся скот, и «в яслях скотиих» Христос-младенец нашел Свою первую колыбель. «Что хуже вертепа? Что смиреншее младенческих пелен?» — поется в рождественской службе. Но в этом крайнем убожестве и в совершенной беззащитности Новорожденного воссияла вся полнота и все бесконечное богатство Христова Божества.

Уже сам этот внешний образ сошествия на землю Спасителя мира говорил, что он пришел к людям не судить их за грехи, накопленные ими за прожитые тысячелетия (Иоан. 3, 17), а чтобы спасти их от этих грехов (Мф. 1, 21). Сын Божий в Своей младенческой беспомощности уже не повелевает грешникам, а, как нищий богатого, «молит, примиритесь с Богом» (2 Кор. 5, 20). Естественно ожидать, что пред таким самоуничижением Сына Божия смирится человеческая гордость и люди, как сказано в притче, «постыдятся Сына Моего» {Мф. 21, 37). Предвкушая эту великую перемену в человечестве, небесные Силы и воспели «Слава в вышних Богу» за то, что, вместо звериной борьбы между людьми, водворился «на земле мир, в человецех благоволение», взаимное благожелательство, самоотверженное сотрудничество на общее благо.

Однако земная действительность самым грубым образом рассеяла эти светлые ожидания. Ответом на Рождество Христово было не общее примирение людей с Богом, а избиение Иродом 14 тысяч вифлеемских младенцев. Этим беспримерным злодеянием человечество показало, чем оно тогда жило, как глубоко человеческая природа заражена была каиновой заразой и как много было правды в горестном восклицании апостола: «Бедный я человек! Кто мя избавит от сего тела смерти?» (Рим. 7, 24). Но Сын Божий и пришел на землю для такого избавления, для того, чтобы «разрушить дела диавола» (I Иоан. 3, 8). И самое то, что «Слово плоть бысть и вселися в ны» (Иоан. 1, 17), что Сын Божий родился на земле беззащитным младенцем и обитал с нами, мог прожить среди нас Свою земную жизнь, это самое служит ручательством, что, как бы ни восставали на Церковь Христову «врата адовы, никогда они не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Временами тьма как будто торжествует над светом. Так могло казаться, например, современникам Ирода при избиении вифлеемских младенцев. Так, вероятно, Думали и противники Христовы при Голгофе... Но в конечном итоге всегда исполняется пророчество Христово апостолам: «В мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир» (Иоан. 16, 33).

То же и с фашизмом. На наших глазах фашизм выступил с великими претензиями против христианства. Смотрел на него сверху вниз, представляя его уже поверженным во прах. Поспешил даже на своем знамени заменить Христов крест языческой свастикой. Но вот прошли годы дикого фашистского неистовства над мирными народами в Европе и некоторых областях нашей страны, оккупированных немцами. И теперь для всех очевидно, что немцам уже не победить нашей Красной Армии; следовательно, не выиграть им и этой войны, ими же навязанной человечеству, а это дает нам уверенность, что и после войны судьбой человечества будут распоряжаться не фашисты с их манией деспотического господства над народами. Они и сами окажутся в распоряжении держав-победительниц, которые включили в программу своей послевоенной деятельности упомянутые выше светлые надежды, принесенные человечеству новорожденным в Вифлееме младенцем Христом.

Присоединим же и мы свои грешные голоса к победному хору святых небесных Си: «Слава в вышних Богу во веки»! Да увенчает Господь конечной победой доблестные подвиги наших воинов с их Вождем во главе, а после войны да утвердит Своею всесильною десницею на земле незыблемый мир и всеобщее благоволение в человецех, при искренней самоотверженной готовности каждого работать на общее благо.

Благословение Господне да снидет на всех вас. Аминь

СЕРГИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Система Orphus