КОРРЕСПОНДЕНЦИИ С МЕСТ

Изданная в 1942 году Московской Патриархией книга «Правда о религии в России» отразила лишь небольшую часть исторического материала, связанного с вторжением жестокого врага на нашу родную землю.

С тех пор этот материал возрастает с каждым днем. Московская Патриархия получает с мест доклады церковных деятелей об отношении оккупантов к Православной Русской Церкви и о патриотической деятельности верующих.

Редакция нашего журнала не может полностью воспроизводить эти доклады ввиду обширного и разнообразного их содержания, но она будет печатать извлечения из этих докладов, имеющие актуальный интерес.

I

Из Днепропетровской области Межевского округа благочинный священник Евгений Толоков сообщает, что в означенном округе немецкими оккупантами было полностью захвачено свои руки руководство церковной жизнью. Они прислали туда своего прогитлеровского архиерея из друзей Поликарпа Сикорского—Геннадия Шиприкевича. Немецкий комиссар Публиг, передавая Епископу Геннадию управление Церковию, гласно пред собравшимся по этому поводу духовенством заявил, что на Украине будет только автокефальная церковь.

Под административным нажимом немецкой власти духовенство приняло эту ориентацию, поверив заявлению Епископа Геннадия, что представляемая им автокефальная церковь не имеет ничего общего с еретиками «самосвятами-липковцами». Но очень скоро при проверке на фактах оказалось, что автокефальная церковь Геннадия есть прямое продолжение «самосвятства-липковщины» и преследует исключительно цели петлюровщины, используемой немецкими захватчиками в своих интересах. Стало известным о рукоположении в ней двоеженцев, о пострижении женатых в монахи с возведением их в сан Архимандрита. Установлено было применение автокефалистами-самосвятами антиканонической практики — рукоположения за одной литургией по три-четыре человека священников и диаконов и многое другое, нарушающее каноны Православной Церкви.

Когда выявилась подлинная сущность состряпанной немцами подходящей для их политических целей церкви, начался массовый выход священников и общин церковных из автокефалии. Тогда немцы приняли срочные меры противодействия этому выходу. Задним числом был издан приказ Коха, запрещающий церквам менять ориентацию. Непокорных священников стали обвинять в связи с «красной Москвой», придирались к их проповедям, запрещали им совершать богослужения в будни и в не регламентированные немецким календарем праздники: Вознесение Господне, Св. Троицы. Николин день и т. п.

Волна репрессий со стороны немецких властей в отношении к священникам стала возрастать все сильнее, включительно до появления приказа генерал-комиссара Днепропетровска об аресте священников, не желающих быть в автокефальной онемеченной церкви.

В настоящее время оккупанты изгнаны из этой области, и духовенство, оставшееся верным Патриаршей Церкви, проводит в жизнь постановление Собора Преосвященных Архиереев Русской Православной Церкви от 8/IX с. г.— об осуждении изменников вере и Отечеству, и, считая лишенными сана тех клириков, которые изменили общецерковному делу и перешли на сторону фашизма, порывает с ними молитвенное общение.

II

По городу Калуге в 1942 году, после освобождения ее от немцев, было сделано обследование, и обоснованный на документах материал был напечатан в книге «Правда о религии в России». В настоящее время церковный деятель Калуги Протоиерей Николай Концевич пишет в Патриархию, что после двухмесячной оккупации города немцами, пережив на опыте свою оторванность от родной Москвы, на опыте убедившись в пренебрежении захватчиков к насущным нуждам русского населения и изведав всю их жестокость, калужане особенно усердно организовали сбор пожертвований на оборону. Сборы эти проходили настолько успешно, что вскоре же дали 200 тысяч рублей на оборону, 25 тысяч рублей на подарки воинам с присоединением к деньгам и ряда полезных вещей.

Калужская церковная община в порыве своего патриотизма все время держит связь с госпиталями, снабжая больных и раненых воинов книгами, бумагой, посудой, табаком, спичками, полотенцами и т. п., а в дни праздников гражданских и религиозных приготовлялись от общины более щедрые подарки не менее чем на 600 человек. Так, к 1 Мая община израсходовала на нужды госпиталя свыше 50 тысяч рублей. Передача подарков и пожертвований оформляется обычно с администрацией госпиталя особым актом.

Еще более усердно откликнулась община своими подарками для воинов к 26-летию Советского государства.

Обращает на себя внимание еще и забота Калужской церковной общины о доставлении эстетических удовольствий выздоравливающим воинам через устройство в госпитале особых светских концертов силами своего церковного хора, усиливаемого приглашенными певцами. Для этой же цели нанимался баянист с обязательством регулярного посещения госпиталя для игры на баяне и переданы были деньги на приобретение патефона с пластинками.

В трудные моменты переполнения госпиталя ранеными община выделяла из своей среды свыше 50 человек на обслуживание больных и раненых воинов путем дежурств около них в дневные и ночные часы.

III

Настоятель тульской церкви Св. Двенадцати Апостолов Протоиерей М. Понятский в своем докладе в Московскую Патриархию описывает мужество верующих, когда враг был у ворот Тулы. Окраина города, где находится церковь Св. Двенадцати Апостолов, беспрерывно подвергалась артиллерийскому обстрелу и бомбежке с воздуха. Снаряды ложились возле храма, их осколками испещрены все стены, выбиты кирпичи, пробита крыша и сбит крест с колокольни. Люди собирались в разбитом храме, где не оставалось ни одного стекла, пели молебны, панихиды и другие службы.

21 ноября, в день памяти Св. Архистратига Михаила, немцы подвергли ожесточенному обстрелу самый храм. Несколько снарядов разорвалось внутри храма. В храме был снег. Несмотря на такую обстановку, верующие под грохот канонады в разбитом, занесенном снегом храме при горящих кострах горячо молились.

Церковная община означенного храма вместе с духовенством за два года войны внесла на оборону государства около 400 тыс. рублей.

IV

Еще несколько слов из города Пензы от Соборного Митрофановского храма. Прихожанин этого храма Зыков Александр Михайлович пишет в редакцию нашего журнала: «Если в прошедшем году наша община собрала на постройку танковой колонны 500 тысяч рублей, то в этом году помощь на оборону государства не только не оскудела, но продолжает еще более расти. Так, каждый верующий, приходящий в храм, считает своим священным долгом положить на церковное блюдо свою посильную лепту, будучи твердо уверен, что каждый собранный рубль усилит удары наших воинов по вражеским рядам и приблизит долгожданный час нашей победы».

Система Orphus