Снова идет к нам священная благословенная рождественская ночь: В спустившемся на землю вечернем сумраке в залитых огнями храмах раздастся: «Дева днесь Пресущественного рождает и земля вертеп неприступному приносит». Пред нашим мысленным взором предстанут Вифлеем, пещера, Св. Дева и в яслях Младенец Христос. В темной лазури снова как бы сверкнет таинственная звезда, а воздух огласится ангельским словословием: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Рождественская ночь это как бы дивная симфония, звучащая на великой лире времен и отсчитывающая годы и века мировой истории. История человечества есть своего рода божественная поэма. События в ней развертываются по предопределенному порядку в величественной гармонии. Гармония эта не может быть воспринята в момент совершения событий. По их следам идет философия истории, показывающая причины и результаты совершившегося в жизни. События складываются в последовательную цепь. Люди, системы, народы, человечество — все это повинуется Божественной воле Единого Владычествующего небесными и земными. Когда завершается часть мировых событий, верующее сознание открывает в них действие Промысла Божия. Под каждой страницей в летописях мира верующее человечество записывает: «Царствует Бог»
События по мере своего совершения раскрывают верующему сознанию Его верховный план; когда мы прислушаемся внимательно, то услышим, как каждый год нашей эры, а тем более века, удаляясь в темные бездны исчезающих времен, своим бесчисленным хором поют хвалебную песнь: «Тебе Бога хвалим!»
А в этом дивном хвалебном гимне Амвросия Медиоланского Христос вырисовывается как солнце всемирной истории, солнце в царстве благодати. Рождественские песнопения прославляют Христа как Солнце Правды с высоты востока, на все века воссиявшее не только для востока, но и для запада, для севера и юга и даже до края земли (Деян. Апост. I, 7).
В 1893 году в Дамаске сгорела мечеть Омейада — одна из главных святынь мусульман. Это здание обращено было в мечеть около 710 года из христианской церкви. После пожара отвалились наслоения позднейших времен и обнаружилась под ними древняя красота христианского храма; между прочим обнаружился портал с надписью слов, которые роются в праздничную Рождественскую всенощную: «Царство Твое, Христе Боже, царство всех веков и владычество Твое во всяком роде и роде».
И если, мы сказали, что в цепи мировых событий под каждым ее звеном можно написать: «Царствует Бог», то в летописях эры христианской с еще большим основанием к этим словам можно присоединить приведенные слова: «Царствует Христос во веки!»
Наш русский писатель А. П. Чехов в своем произведении «Студент» высказал серьезную мысль о том, что прошлое связано с настоящим непрерывной цепью событий, вытекающих одно из другого. В известные моменты своего настроения, как, например, в дни религиозных праздников, мы можем видеть оба конца этой цепи, Дотрагиваться своею мыслью до первоначального конца и ощущать в своем сердце дрожание другого.
Под звуки рождественских гимнов мы как бы зрим вифлеемских пастухов на поле, посреди своего стада внимающих радостной вести ангелов и таинственному хору сил небесных, а там, в туманной дали, видим трех великолепных волхвов — восточных мудрецов, идущих за звездой, с золотом, Ливаном и смирною для новорожденного Христа.
Если в более торжественную Священную Пасхальную ночь вдохновенное слово Златоуста призывает нас на пир веры — «и первых и вторых, воздержных и беспечных, постившихся и непостившихся, богатых и бедных», то в Святую Рождественскую ночь от яслей Христа нам идет сегодня более краткий призыв: Мудрые, образованные по примеру волхвов, а простые верующие по примеру пастухов, приидите поклонимся и припадем к Вифлеемским яслям, где возлежит Отроча Младо-Превечный Бог, и прославим Его всеми рождественскими гимнами, всем праздничным торжеством в честь Него... Но среди этих светлых, умиротворяющих образов около святой колыбели Божественного Младенца нам вспомнится и мрачный образ жестокого Ирода, истребившего 14 тысяч вифлеемских младенцев, запятнавшего себя тысячами других бесчеловечных преступлений, но по закону Божественного возмездия заживо сгнившего среди червей и гнили и проклятого современниками и потомством.
От этого библейского Ирода наша мысль в свете совершающихся в нашей жизни великих мировых событий перенесется к другому современному Ироду, истребившему неисчислимо большее количество неповинных жертв, чем его далекий прообраз, и мы проникнемся сильнейшим желанием, чтобы Божественное Правосудие возможно скорее со всею суровостью совершилось и над этим извергом рода человеческого, над этим князем тьмы и над всеми его приспешниками.
Рождение нового, более жестокого Ирода, подготавливалось веками в сердце Европы — в Германии.
Кто видел в немецком городе Гамбурге памятник известному Бисмарку? На огромном гранитном основании стоит, опираясь на большой меч, фигура Бисмарка. Его руки цепко схватили рукоятку меча. Его фигура и надменный взгляд хищника выражают угрозу всему человечеству.
От хищного Бисмарка к кровавому Вильгельму и Ироду людоеду Гитлеру неуклонно шла Германия. Она постепенно утрачивала способность к усвоению христианских начал всемирного объединения в духе взаимного доверия и уважения национальностей и проникалась желанием устроить свое благополучие на чужом несчастьи, на порабощении других народов.
Организованная попытка осуществить эти намерения была сделана Германией в 1914—1918 годах. Это была еще прелюдия к великому мировому разбою немцев, переживаемому нами сейчас.
Германия потерпела тогда поражение. Но это поражение не погасило в ней веками воспитываемого милитаризма.
Руководимая своими непризванными вождями, захватчиками государственной власти, фашистами, Германия снова зажгла страшный военный пожар, охвативший почти весь мир. Современный Ирод человечества — Гитлер, как змий-удав, обвил тело окровавленной и истерзанной Европы.
Красная Армия со своими доблестными союзниками, подобно светлому витязю Георгию Победоносцу, пронзающему копьем черного дракона, должна насмерть сразить этого удава и освободить мир от него для созидания светлой и радостной жизни.
Христиане мира! Встречая 1944 год нашей эры, будем молиться, чтобы он стал годом гибели современного Ирода, этого временного князя тьмы, запятнавшего себя неисчислимыми преступлениями. Будем молиться, чтобы его злоба, как и злоба Ирода библейского, закончилась червями, гнилью и вечным позором, а правда народов, правда Христова восторжествовала.
ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР СМИРНОВ