В 5 ч. дня 4 декабря 1943 г. в зале заседаний Священного Синода при Московском Патриархе собрались: Святейший Патриарх СЕРГИЙ, Архиепископ Иркутский Филипп, Архиепископ Черниговский и Нежинский Симон, Епископ Ульяновский Димитрий и управделами Московской Патриархии протоиерей Н. Ф. Колчицкий.
Святейший Патриарх, в мантии и малом облачении, вместе с собравшимися архипастырями совершил краткое молитвословие по следующему чину:
«Благословен Бог наш», Трисвятое, «Отче наш», тропари: «Помилуй, нас, Господи», «Господи, помилуй нас», «Милосердия двери», «Приидите поклонимся», псалом 50.
После этого присоединяемый из обновления епископ Корнилий Попов прочитал и вручил Святейшему Патриарху свое подписанное им покаяние, изложенное в следующих выражениях:
«Я, нижеподписавшийся, исповедаю Господу моему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери и всем Святым, и тебе, Святейший Владыко, и вам всем, боголюбезнейшие отцы и братие, мое великое согрешение: еще в 1923 году я уклонился в обновленческий раскол и вот закоснел в нем до настоящего времени. Неправду обновленчества я чувствовал, старался даже не участвовать в канонических нарушениях: второбрачных не рукополагал, в хиротониях женатых епископов не принимал участия. Сделавшись жертвою злостного обмана, будто бы обновленческий собор 1923 г. требует от епископов-монахов отречься от монашества, я было заявил об отречении, но когда обман раскрылся, я поспешил открыто и официально отказаться от своего заявления и остался верен моим монашеским обетам. Тем не менее в обновленчестве я коснел, занимая архиерейские кафедры и за свою службу получая от обновленцев немалые почести: сан архиепископа, митрополита и даже патриаршее отличие — предношение креста при богослужении. Теперь я обо всем этом глубоко сожалею и искренне раскаиваюсь. Навсегда отрекаюсь от всякого общения с обновленческим сборищем, отвергаю полученные от них награды.
Клятвенно обещаюсь до последнего моего издыхания быть верным и послушным служителем Святой Патриаршей Русской Церкви, в общение с которой принять меня усердно прошу и молю. Прости меня, Святейший Владыко, и благослови и помолися о мне грешном».
Затем Святейший Патриарх, накрыв присоединяемого омофором, прочитал над ним первую разрешительную молитву из чина исповедания («Господи, Боже, спасения рабов Твоих») и возложил на присоединяемого архиерейскую панагию.
После пения кондака Пятидесятницы «Егда снисшед языки слия» Святейший Патриарх произнес сугубую ектению и совершил отпуст. Взаимным архиерейским приветствием «Христос посреде нас» закончился чин принятия преосвященного Корнилия (Попова) в сущем сане епископа в каноническое общение с Московской Патриархией и ее всею законною иерархиею Православной Русской Церкви.
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ СЕРГИЙ
АРХИЕПИСКОП ИРКУТСКИЙ ФИЛИПП
АРХИЕПИСКОП ЧЕРНИГОВСКИЙ И НЕЖИНСКИЙ СИМОН
ЕПИСКОП УЛЬЯНОВСКИЙ ДИМИТРИЙ
УПРАВДЕЛАМИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ ПРОТ. Н. Ф. КОЛЧИЦКИЙ