Послание Патриарха Сергия к 26-й годовщине Советского государства

СМИРЕННЫЙ СЕРГИЙ,

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

ПРЕОСВЯЩЕННЫМ АРХИПАСТЫРЯМ, ПАСТЫРЯМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ СВЯТОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

Благодать Вам и мир да умножатся

Сегодня весь наш народ празднует двадцать шестую годовщину Советского государства. Помня завет Апостола, мы за каждой церковной службой возносим моления «о властех». Но сегодня нам нужно усилить наши молитвы, чтобы Господь и на будущее время не удалил Своего благого промысла от нашей страны, чтобы Он даровал нашим правителям мудрость к устроению государственных дел и прежде всего к скорейшему изгнанию врага из пределов нашей страны; чтобы и мы, советские граждане, могли возвратиться к мирному труду на общее благо и чтобы прочие угнетенные фашизмом народы, с надеждой на нас взирающие, могли вскоре в нашем лице приветствовать своих освободителей. Усилим сегодня молитву и о том, чтобы Господь «возглаголал в сердце наших Правителей благое и о Церкви Своей Святой, да тихое и безмолвное житие поживем мы, верующие, во всяком благочестии и чистоте».

Имеем основание думать, что эта наша молитва не будет лишь внешним исполнением гражданского долга пред государством, лишь внешней формой без внутреннего желания получить просимое и без веры в то, что молитва наша будет услышана (Мр. II, 23—24). Такая молитва, конечно, бесполезна и даже кощунственна (Иак. I, 6—7). Нет, мы будем молиться и веруем, что будем услышаны, и веруем не просто в надежде вообще на благость Божию, но и потому, что имеем некоторый осязательный залог этого в судьбах нашего Отечества.

В настоящее время предметом всеобщего, можно сказать, всемирного удивления является тот единодушный подъем, которым многоплеменное и разноязычное население нашей страны ответило на фашистское нашествие. Наше правительство поощряло культурное развитие каждого племени и народности в национальном духе. У нас каждый, даже самый маленький народец свободен строить свою жизнь и развиваться сообразно своим особенным национальным традициям и привычкам. На посторонний поверхностный взгляд такая свобода как будто должна вести к ослаблению внутренних связей между частями государства, грозить ему распадением. Несомненно, наши враги и рассчитывали на эту воображаемую непрочность Советского Союза и всячески старались ее использовать. И вдруг, вместо плохо сплоченной массы разных племен, наш Союз встретил врагов до неразрывности спаянный беззаветной любовью всех племен к своей общей Родине, готовностью их на всякую жертву, лишь бы Родина была свободна от фашистского ярма. Откуда же взялось такое единодушие? Какая сила могла так спаять наши как будто разрозненные племена? Конечно, многое здесь объясняется мудрой национальной политикой правительства, которая каждому племени дает возможность чувствовать себя дома на советской земле. Но вера не колеблясь указывает нам и высшую причину, от которой исходит и сама мудрая политика. «Это — перст Божий», говорит нам вера. «Сие знамение десницы Вышнего» (Пс. 72, 11). Это Он, милосердуя о нас, дает «сильным (в том числе и Правителям нашим) писать правду» (Притч. 8, 11) и государственную жизнь нашу направляет так, что мы можем «жить во всяком благочестии и чистоте». «Кто Бог велий, яко Бог наш», скажем) словами Псалмопевца Давида, «Ты еси Бог творяй чудеса» (Пс. 72, 14—15).

Явил Господь нам Свою благодеющую Десницу в истекающем государственном году и тем, что «возглаголал в сердце Правителей наших благое и о Церкви Своей Святой», что и привело к восстановлению у нас Патриаршества. Мы, русские, стоим слишком близко к этому событию, чтобы рассмотреть все его величие, все его значение для Церкви, и не только нашей Русской; нужно прислушаться к тому эхо, которым наше Патриаршество отозвалось почти во всех уголках христианского мира, не говоря уже о единоверных нам православных народах Востока. Со всех сторон получаются приветствия, выражения братского сочувствия нашей радости, всякие благие пожелания нашей Церкви и нашему Отечеству. Например, митрополит Ливанский телеграфирует мне, что православные Ливана восприняли восстановление у нас Патриаршества как их собственную радость, как их собственный великий праздник. Три дня и три ночи православные церкви на Ливане стояли открытыми, раздавался веселый перезвон колоколов, народ ликовал и благодарил Бога за милость, явленную нам, русским. На деле исполнились слова Апостола, что «в теле Христовом», в Церкви православной, все члены связаны любовию и живут общею жизнью: «если страждет один член, с ним страждут все члены; а если славится один член, с ним радуются все члены» (I Кор. 12, 26).

Однако восстановление Патриаршества и всемирное нам сочувствие да не будут для нас источником какого-нибудь суетного тщеславия, высокого мнения о нашем достоинстве и о наших добродетелях. Всякие такие мнения, как «мухи умершие згнивают сладость елея» (Еккл. 10, 1), отнимают цену у духовных достижений. Будем помнить, что талант вручен нам не для того, чтобы им хвалиться пред другими, а чтобы его приумножить и этим «войти в радость Господа».

Итак, пред началом нового государственного года поусерднее помолимся о Богохранимой стране нашей и о властех ее во главе с нашим Богоданным Вождем. Да дарует им Господь силы и крепость еще много лет совершать их великое служение во благо вверенных им народов. Помолимся и о нашей доблестной Красной Армии, да увенчает Господь ее подвиги и труды конечной победой над врагом и да сподобит всех нас снова увидеть страну нашу мирной и процветающей, да и другие страны ведущей за собою к свету, миру и всякому преуспеянию.

И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

(СЕРГИЙ, БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

7 ноября 1943 г.

Москва

Система Orphus