Ниже мы публикуем один из многочисленных докладов, поступающих в Московскую Патриархию и епархиальным архиереям о мест, истерзанных фашистскими захватчиками. В свете фактов своего изуверства, «защитники религии», как любят себя именовать фашисты, выступают в своей позорной и преступной разбойничьей наготе.
Дорогие и родные наши бойцы! Кровь наших мучеников зовет вас к отмщению!
ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ, ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ АЛЕКСИЮ, МИТРОПОЛИТУ ЛЕНИНГРАДСКОМУ, благочинного церквей Ленинградской области, г. Ленинграда Николо-Богоявленского собора протоиерея Николая ЛОМАКИНА
РАПОРТ
Имею долг довести до сведения Вашего Высокопреосвященства о нижеследующем:
28—31 июня с/г., по приглашению Ленинградской Городской Комиссии, в качестве представителя Епархии и как благочинный церквей области, я принял участие в работе Комиссии по установлению и расследованию фактов разрушений и зверств, чинимых немецко-фашистскими захватчиками в районе Старого Петергофа. При этом, естественно, как благочинного меня интересовал вопрос о состоянии в данное время Петергофских храмов, числе прихожан и возможности командирования сюда и в район причтов для совершения Богослужения.
До Отечественной войны в Старом Петергофе были следующие храмы:
1. Знаменской иконы Б. М. церковь в Верхнем Петергофе, у гранильной фабрики, однопрестольная, постройки 1776 г., бывш. Гвардейского ведомства. Иконостас резной, вызолочен. Живопись работы художника Бельского.
2. Кладбищенская церковь Св. Троицы. Построена в 1870 г., 3-х престольная, каменная.
Приписная к ней Лазаревская, малая церковь, построена в 1852 г., деревянная.
3. Храм-музей Серафимовского монастыря. Стиль его — московско-нарышкинский XVII в. Замечателен иконостас в стиле древнего северно-русского церковного зодчества.
4. Церковь-музей при собственной даче б. императрицы Марии Федоровны.
5. Храм при военном кладбище.
Кладбищенский Троицкий храм, как равно и прочие указанные церкви, были в полной сохранности и не требовали серьезного ремонта.
21 сентября 1941 года город Новый Петергоф был оккупирован немецкими захватчиками, и положение храмов г. Старого Петергофа и его мирного верующего населения резко изменилось. Немецкие войска в несколько дней систематическими артобстрелами и бомбежками лишили верующих их святынь — уничтожили все старо-петергофские церкви. При этом свои обстрелы и разрушения храмов фашисты обставили так, что вместе с храмами погибли молившиеся в них (преимущественно старики, женщины и дети), искавшие под сводами храмов убежища и спасения от обстрелов и бомбежек.
Под сводами Троицкой церкви и в самой церкви собралось свыше 2 000 человек, из коих не менее 100 детей. В подвале Лазаревской церкви и на кладбище (в склепах) укрывалось до 2 000 человек. В убежище Серафимовской церкви было до 1000 человек.
Эти цифры, примерно, определяют число жертв, погибших под развалинами храмов.
Гибель верующих под сводами Троицкой кладбищенской церкви и в склепах кладбища, а также в подвалах-убежищах других названных храмов, уничтожение артобстрелом самого кладбища о его могилами — потрясают ужасом.
Не представилось возможным определить число снарядов и мин, брошенных немцами на здание Троицкой церкви, а равно и на другие храмы г. Старого Петергофа. Однако с несомненностью известно, что интенсивный обстрел Троицкого храма продолжался в течение недели до полного разрушения здания и гибели находящихся в нем людей. То же было и в отношении прочих храмов.
Установлено также, что фашисты не давали возможности выйти на улицу находившимся под сводами Троицкой церкви и других храмов гражданам старикам, женщинам и детям, открывая по ним минометный и пулеметный огонь. Отсюда среди находившихся в подвалах храмов и в убежищах (под каменными зданиями) появились массовые эпидемические заболевания и поголовная вшивость. Легко представить санитарное состояние и удобства тысяч голодных людей с вещами скопившихся в темных, тесных, низких, сырых, не приспособленных для убежищ церковных подвалах. Спертый, одуряющий воздух и от дыхания, и от испражнений несчастных, насмерть испуганных людей вызывал среди них массовые случаи головокружений и обмороков. А малейшая попытка выйти на свежий воздух каралась бесчеловечными фашистами расстрелом больных.
Отмеченные преступления немецких захватчиков заактированы и подтверждаются исчерпывающими документальными доказательствами и письменными заявлениями очевидцев, хранящимися в делах Комиссии.
Вашего Высокопреосвященства покорный слуга
БЛАГОЧИННЫЙ ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ ЛОМАКИН
1 сентября 1943 г.