ДОКЛАД МИТРОПОЛИТА АЛЕКСИЯ

ДОЛГ ХРИСТИАНИНА ПРЕД ЦЕРКОВЬЮ И РОДИНОЙ В ЭПОХУ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

За все сто тридцать лет, протекшие с того времени, как в Филях знаменитый фельдмаршал Кутузов предрешил победоносное завершение отечественной войны, не было времени, столь близкого к священной памяти двенадцатого года, как переживаемые дни нашей теперешней великой отечественной войны с Германией.

Третий год в масштабе, беспримерном по огромному пространству ноля битвы, по огромному многомиллионному составу неприятельских армий, по напряжению сил воюющих, — сражаются наши вожди и воины и, с помощью Божией, одерживают, как мы это видим, особенно в последние месяцы, победу за победой. Слава и благодарение Богу, честь и хвала нашей непобедимой доблестной Красной Армии!

У христианина, вдумывающегося в совершающиеся события, у христианина-патриота, всеми силами души стремящегося внести свою долю участия в дело защиты родины, исполнить свой долг пред Церковью и родиной, все свои мысли и желания устремляющего к победе над врагом, невольно возникает вопрос, какими способами, какими мерами лично он может способствовать этой желанной победе; каким должно быть его поведение в данных условиях беспримерной в истории войны; где именно и как выковывается победа на поле брани, при каких нравственных условиях поведения христиан-патриотов?

Где же и как выковывается победа?

Конечно, скажут нам на это, ответ здесь ясен, и всем понятно, что победа выковывается на поле брани трудом, подвигом, воодушевлением воинов, искусством военачальников; победа, далее, зависит и от усовершенствованных орудий борьбы: воздушные истребители и бомбардировщики, бронепоезда и танки, пулеметы, артиллерия, достигшая страшной разрушительной силы в своих снарядах, снайперская меткость, — вот что подготовляет, обусловливает, создает победу!

Неоспоримо, все перечисленное нужно для армии, как нужна и сама армия, для того чтобы была победа.

Но признать только эти одни причины и условия победы, значило бы осудить весь народ, кроме армии, на бездействие во время брани, и свести его к положению безучастного зрителя совершающихся событий. Нет, есть нравственные условия победы, гораздо более широкие, гораздо более возвышенные, могу сказать, даже более действенные, чем численность и сила орудий современного боя. Они, эти нравственные условия, владеют и победоносным воинством, которому нужно воодушевление, которому нужна готовность перенести все и всякие жертвы, лишения, раны и самую смерть; они, эти нравственные условия, нужны и для народа, оставшегося внутри страны, который и до войны породил и воспитал армию и во время войны питает ее духовно. Такими нравственными условиями успеха воинского оружия являются: твердая вера в Бога, благословляющего справедливую брань; религиозный подъем духа; сознание правды ведомой войны; сознание долга пред Богом и родиной. Это источник неисчерпаемый, никогда не идущий на убыль, источник веры с порывом покаяния, исправления жизни, желания чистоты нравственной. Он питается и возгревается молитвами, подвигами и — вместе — в них находит свое выражение. Он и производит и в народе и в войске то истинное воодушевление, которое является залогом! верной победы, ибо при таком настроении народ побежден быть не может.

Да, воодушевление воинства опирается на воодушевление народа и от него исходит. Воинство должно знать, что война, которую оно ведет, которая требует от него стольких трудов и несет ему столько опасностей, что это — война народная, война отечественная, захватывающая всех от мала до велика. Связь войска с. народом — то же самое, что кровообращение в теле: с его прекращением останавливается сама жизнь.

И такая связь у нас существует и даже, можно сказать, усиливается по мере, нарастания темпов борьбы и наших побед. Смотрите, какое воодушевление патриотическое, какой огонь святой и пламенной любви к родине! Это единодушие всех пред лицом грозной войны, эти жертвы кровью, жизнью, имуществом, трудом, это напряженное желание увенчать войну победою, это трепетное замирание сердца при всяком известии о новой победе, это чувство глубокого удовлетворения совести от сознания, что отечество наше с нашими союзниками борется за правду и право, против неправды и грубой силы, это единение и спайка народа со своим правительством, эта уверенность в окончательной победе нашей над врагом, уверенность в опытности и в духовной мощи вождей нашего воинства, в силе гения нашего вождя И. В. Сталина, — что. это, как не возвышенный образец высокопатриотического настроения народа!

Народ чувствует свой долг перед родиной; в нем живет сознание правды нашей брани, а в среде верующих наблюдается особый религиозный подъем, который показывает воочию, как неизживаема сила веры, сила православия, как велика связь верующего народа с народною своею Православной Церковью. Сила православия осеняла всю нашу историю, делала народ единым, объединенным, в своих вековых великих святынях.

Какое мы видим всюду высокое проявление любви к близким! Одни бесстрашно умирают на поле брани за близких своих, за родной народ, за родное отечество, другие принимают безропотно раны и удары войны. а потом рвутся опять в армию, рвутся возвратиться в бой, где грозит им опасность для жизни; иные же все жертвуют для больных и раненых, отдают все силы и средства на нужды войны... Что это, как не пример деятельной любви к ближнему, той любви, о которой поучает апостол Иоанн Богослов, когда говорит: «Не любим словом или языком, но делом и истиною» (I Иоан., III, 18). И во всей широте, исполняется евангельское слово: Кто хочет душу свою, жизнь свою сберечь, — тот потеряет ее, а кто потеряет ее в добровольном подвиге ради Христа и Евангелия, ради любви к Богу и ближним, — тот сбережет ее (Марк., VIII, 35).

Мы видим бесчисленные примеры таких подвигов и такой любви христианской. Не приходится разъяснять, что в сердце верующего христианина живет непоколебимое убеждение в. силе и действенности церковной молитвы, в особой помощи от Бога, и именно нам, русским, людям, сильным тем предстательством пред Богом и теми, по выражению церковному, «небопроходными» молитвами, какие приносят за нас бесчисленные сонмы святителей, преподобных, мучеников и подвижников, от лет древних и почти до наших дней просиявших в земле русской и по отшествии своем в небесное отечество не переставших любить и свое земное отечество и пещись о нем своими молитвами у престола Господня. И мы можем наблюдать повсюду, — а живущие в местах, близких к военным действиям, как, например, в Ленинграде, в особенности, — как усилилась молитва, как умножились жертвы народа через храмы Божии, как возвысился, этот подвиг молитвенный и жертвенный. Тени смерти носятся в воздухе в этом героическом городе-фронте, вести о жертвах войны приходят ежедневно, самые жертвы этой войны часто, постоянно у нас перед глазами: и на стогнах града — в виде раненых и искалеченных людей, и в храмах — мирно почивающие в гробах.

Мне пришлось, слышать трогательный рассказ о погребении одной юной девушки, ушедшей добровольцем на фронт с самого начала войны, два раза тяжело раненной и оба раза после лечения возвращавшейся на фронт и там, на третьем, году войны, погибшей от разрыва бомбы. На скромном венке, положенном на ее гробе, была краткая надпись: «Бесконечно дорогой страдалице, незабвенной дочери Вере, от горюющей матери». Сколько здесь, в этих немногих словах, сокрыто горя! Сколько здесь захватывающей печали!.. И у всех ваших воинов, на поле брани приявших смерть, есть матери, или жены, или дети, или иные близкие, которые несут эти жертвы лишения своих дорогих и близких ради спасения родины и которые свое горе растворяют в усердной молитве, в обращении ко всеутоляющей силе церковного молитвенного подвига.

Этою тихой молитвой, поминовением наших воинов, провозглашением вечной памяти на брани живот свой положившим мы возвышаем нашу победную радость и приуготовляем себе радость окончания жестокой брани. Но победа несет не только сознание радости: она несет и должна нести также сознание обязанности, сознание возлагаемого долга, сознание ответственности за настоящее и будущее, сознание необходимости много и долго трудиться, чтобы закрепить за собой победу, чтобы сделать ее плодоносной и плодотворной.

И становится понятным, что наряду с бодрым и даже радостным настроением мы видим у людей печать заботы на лицах, деловое настроение, свидетельствующее о том, что люди не считают свой подвиг оконченным, что в них живет сознание необходимости его продолжать и усилить.

И поистине изумительные подвиги русских людей можно было наблюдать в течение минувших лет в Ленинграде, осажденном и отрезанном от жизненных и военных центров страны. Ленинград был осажден, но город-воин продолжал жить, бороться и поддерживать неразрывную связь со всей великой страной. По водам Ладожского озера шли корабли и баржи с продуктами и боеприпасами. Через линию фронта летели самолеты гражданского и военного воздушных флотов, нагруженные продовольствием и оружием. А когда замерзло Ладожское озеро, по ледовому его покрову была проложена знаменитая автомобильная магистраль — это грандиозное сооружение, не имевшее примера в истории гражданского и военного строительства. И эта ледовая дорога стала жизненной артерией, связывающей Ленинград со страной. В морозы, под артиллерийским обстрелом, под бомбежкой с воздуха, везли по этой трассе помощь осажденному городу. За все время действия этой дороги по ней были перевезены миллионы пудов груза. Это была поистине «дорога жизни». Это была целая поэма о мужестве, настойчивости и самоотверженном подвиге русских людей.

Что же? Какой вывод может сделать верующий христианин из всего сказанного о многообразном подвиге русских патриотов в переживаемую нами эпоху военной страды?

Не тот ли, что и в дальнейшем всем нам следует неуклонно итти по этому пути святого воодушевления, подвига, молитвы, веры в неиссякаемую силу помощи Божией, ибо только этот путь ведет к победе. Пусть не гаснет священный огонь. Пусть он больше и ярче разгорается! У нас много побуждений для высокого настроения, для веры в наше торжество и в нашу победу над разъедающим все стороны жизни фашизмом; ведь пред нами совершаются события, потрясающие весь мир.

Дай вам Бог сохранить до конца то единодушие, которое теперь царит во всей нашей стране, и пусть все питающие это единодушие и это воодушевление благородные чувства и настроения будут освещены и освящены святою верою, преданностью Богу и Его промыслу, верностью заветам нашей Святой Церкви! И пусть в наших верующих сердцах непрестанно живет и горит апостольское слово: «Сия есть, победа, победившая мир, — вера наша» (I Ин., 5, 4).

8 сентября 1943 г.

Система Orphus